За "левый" бензин можно призвать к ответу
Страшный сон автолюбителя
Морозы по всей стране усугубили одну из главных бед автовладельцев - неисправность машины из-за плохого топлива. Поломка или отказ автомобиля заводиться - это всегда кроме нервов еще и солидные расходы. Можно ли наказать АЗС за "левый" бензин? Для большинства водителей будет открытием, что уже есть удачный опыт такого наказания. Но чтобы заставить королей бензоколонок раскошелиться за халтуру, надо использовать специфические юридические тонкости.
Москвич Иванов заправился вечером, а наутро еле завел свою любимую машину: движок кряхтел и дымился. В итоге завелся, но застучали клапаны, а бензиновый двигатель стал работать как дизельный. На станции техобслуживания ужаснулись: все, начиная с клапанов и заканчивая поршнями, - в густом нагаре гудрона толщиной 3 миллиметра, а на клапанах и того больше - они просто перестали закрываться. Автослесари начали заключать пари: сколько еще машин приедет к ним с той АЗС, на которой заправлялся Иванов. Дело в том, что был Иванов в тот день на сервисе уже четвертым.
Статистики по жалобам и искам против АЗС нет. Очевидно, что их очень много, но об исходе конфликтов бензиновые короли стараются громко не говорить. Большинство водителей даже не догадываются, что получить компенсацию за топливную отраву можно.
Как наказать бензоколонку
23 января 2006 года руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин заявил, что в столице лишь 78 процентов автомобильных заправок продают качественное топливо. В 2005 году было проверено 220 АЗС, и на 49 из них взятые пробы не соответствовали требованиям. Кроме того, Леонид Бочин предположил, что около 20-25 процентов от всего бензина, который продается в Москве и Подмосковье, является суррогатом.
Чиновник высказался за то, что торговцев некачественным бензином следует привлекать к уголовной ответственности. По его мнению, эта мера вполне адекватна, так как свинец, нормы которого запредельно завышены в таком топливе, несет прямую угрозу здоровью граждан. По нашему закону за реализацию некачественных нефтепродуктов на виновных налагаются штрафы до 200 тысяч рублей.
Проблема фальсификации топлива для московского рынка очень актуальна. Причем на заправках может продаваться как просто низкокачественное топливо, которым еще можно заправляться (но очень нежелательно, особенно при наличии иномарки), так и явные подделки. Последние - самые опасные, ведь они могут быстро "убить" топливную систему автомобиля. Для подстраховки автолюбителям обычно рекомендуется заправляться на АЗС крупных компаний - явный суррогат там точно не нальют. А вот в случае с обычными заправками этого никто гарантировать уже не может.
Российские юристы получили первые положительные сдвиги в абсолютно тупиковой до недавнего времени ситуации - заставили платить бензоколонки за порчу транспорта из-за левого "топлива"
Но даже если бензин продается под вывеской известного бренда, то это еще не значит, что в бензобак попадет чистое топливо - многие АЗС работают по так называемой системе франчайзинга, когда собственником заправки является небольшая фирма, которая просто торгует под флагом крупного производителя. Бывают случаи (хоть и редко), когда на таких АЗС могут продавать все что угодно, портя не только автомобиль, но и имидж крупнейшего участника топливного рынка.
Всем памятен скандал, случившийся осенью 2001 года, когда на АЗС крупной компании в Петербурге несколько дней поступал очень плохой бензин, из-за которого машины перестали заводиться. Компания была вынуждена компенсировать расходы 300 автовладельцам на ремонт двигателей. В зависимости от марки двигателя ущерб составлял от 1000 рублей до 1500 долларов. Фирма тогда выплатила около миллиона рублей, но потеряла больше - доверие потребителей к своей продукции. А заявление службы безопасности компании о "диверсии конкурентов", которые разбавили бензин на одном из железнодорожных перегонов, не вызвало никакого сочувствия у пострадавших водителей.
Как на АЗС попадает фальшивый бензин, причем в большом количестве, остается только догадываться. Есть предположение, что нефтеперегонные заводы используют для производства топлива так называемый прямогонный бензин, который применяется как сырье для выпуска смол, полимеров, пластмасс, и пр. Такой бензин почти в три раза дешевле нормального топлива, поэтому велико искушение на нем заработать. Кстати, такое "топливо" еще и не облагается акцизами. Поэтому к прямогонному бензину примешивают различные добавки, в том числе и с соединениями этила, свинца, железа и марганца, и эту адскую смесь продают на АЗС. Конечно, никто не утверждает, что наши НПЗ сами торгуют суррогатами, однако весь фальсификат идет именно оттуда.
Учитывая, что в столице требования к качеству топлива несколько жестче, чем в целом по России, то можно себе представить, что творится в регионах. Далеко ходить не надо: общеизвестно, что, например, если в Москве контролирующие органы признают бензин некачественным, то он очень часто "перетекает" в Подмосковье. Поэтому вполне адекватной мерой выглядит инициатива московских чиновников, которые с декабря прошлого года начали публиковать "черные списки" АЗС, торгующих некачественным бензином. Автолюбителям осталось следить за прессой, "висеть" на многочисленных форумах в Интернете, где эти официальные списки постоянно дополняются личным опытом собратьев по несчастью, и соблюдать элементарную технику безопасности во взаимоотношениях с заправщиками.
Копите чеки, и вам воздастся
Как предъявить претензию, если автомобиль вышел из строя из-за некачественного бензина?
Необходимо помнить следующее. Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по купле-продаже товара под названием "автомобильное топливо". А эти отношения расписаны нормами Гражданского кодекса и Закона РФ "О защите прав потребителей" (если, конечно, автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).
А в этих законах сказано, что как продавец АЗС несет полную ответственность за качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя. В статье 14 Закона "О защите прав потребителей" написано: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Обнаружив какие-либо неисправности в автомобиле, появившиеся после очередной заправки машины, надо незамедлительно написать претензию руководству фирмы-хозяина АЗС.
Обязательно сохраните кассовый чек, поскольку он считается основным доказательством, подтверждающим факт покупки топлива именно на этой АЗС. Советую сохранять чек до следующей заправки. Но даже если вы не сохранили чек, это не лишает вас права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать и другими способами, например, свидетельскими показаниями находившихся с вами в момент заправки лиц. Если вы уже отправили автомобиль на автосервис, до ремонта желательно вызвать представителей автозаправочной станции туда заказной телеграммой. Делается это для того, чтобы в их присутствии провести осмотр и изъять пробу топлива. Может никто не приехать. Но для вас важен факт телеграммы.
Следующим шагом будет обращение с жалобой в Московскую транспортную инспекцию (МТИ), которая должна по жалобе провести контрольную проверку продаваемого на АЗС топлива и сообщить вам о результатах. Результаты проверки тоже будут доказательствами, на которые вы будете опираться при необходимости в суде.
Секрет успеха в борьбе с бензоколонкой - точность формулировок в правильно оформленной претензии, образец которой мы публикуем.
В претензии к фирме, которой принадлежит АЗС, надо указать, когда вы приобрели топливо, какой марки и в каком объеме. Далее следует указать, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина, и по возможности приложить подтверждающие документы - например, заключение станции технического обслуживания. И потребовать возмещения ущерба в установленный вами, но разумный срок. Подтверждением суммы ущерба может быть счет на оплату ремонтных работ или, если ремонт сделан, квитанции об оплате. Претензию надо обязательно отдавать под отметку о получении.
Если АЗС не соглашается с тем, что причиной поломки машины было их топливо, по соглашению сторон может быть назначена независимая экспертиза. Расходы на экспертизу должна нести АЗС, но в случае если будет установлена другая причина неисправности, с вас вправе потребовать возмещение расходов на экспертизу. Но даже если выводы экспертизы - не в вашу пользу, это не лишает вас возможности оспаривать заключение в судебном порядке.
Если же вы не получили ответа на жалобу в фирму в установленные сроки, защищать свои права надо в суде.
В суде кроме указанной в претензии суммы вы имеете право добавить в исковое заявление еще и требование возместить вам расходы на проведение экспертизы, оплату труда адвоката, проценты за пользование чужими денежными средствами - то есть невозвращенные вам деньги за бензин (статья 395 ГК РФ), компенсацию морального вреда. Более того - попросите суд взыскать с организации в федеральный бюджет штраф в размере 50 процентов от суммы иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворений требований потребителя. Это пункт 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей". При такой перспективе увеличения суммы выплат владельцы АЗС наверняка предпочтут возместить вам ущерб до суда. Главное - показать серьезность намерений в отстаивании своих интересов.
Подготовила Н. Козлова