Еще недавно на Западе называли Россию страной, где отсутствуют надежная банковская система, качественная телефонная связь и современная компьютерная техника. Оставляя в стороне вопрос преодоления первых двух компонентов российской "безграмотности", скажем, что специальные федеральные целевые программы, такие, как "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды", появились у нас еще пять лет назад. Однако, как утверждает Евгения Полат, академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям, заведующая лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО, успехи наших педагогов в овладении новыми средствами обучения оставляют желать лучшего. Полат называет несколько причин, мягко говоря, недостаточно высокого уровня "компьютеризации" российских преподавателей. Это природный учительский консерватизм, невозможность из-за низкой зарплаты приобрести компьютер в личную собственность и неопределенная государственная политика в этой сфере образования.
В отличие от нас наиболее развитые страны мира уже давно поняли, что учить учителей осваивать новые информационные технологии нужно, как говорится, в обязательном порядке. Опыт такой. К примеру, британские чиновники не только бесплатно обеспечили каждого педагога персональным ноутбуком, но и обязали их пройти курс повышения квалификации. Бюджетная Интернет-сеть "накрыла" сначала все университеты Великобритании, а затем и школы. А допустим, во Франции принята трехгодичная программа, название которой звучит поистине как лозунг: "Каждому студенту ноутбук по стоимости чашечки кофе". Информатизация образования поставлена во главу угла в Ирландии, Южной Корее, Китае, Индии.
У нас подобной программы в образовательной сфере нет. Была когда-то программа "Информатизация сельской школы". Компьютеры в школы поставили, но вопрос о том, кто будет заниматься обучением педагогов, так и повис в воздухе. Сегодня очевидно: нужна специальная подготовка студентов в педагогических вузах. Кстати, как замечает Полат, на периферии в педуниверситетах учат информатике гораздо лучше, нежели в Москве и Санкт-Петербурге. Речь идет в первую очередь о таких регионах, как Иркутская, Томская, Тюменская, Новосибирская области.
Но что значит научить будущего педагога информатике?
- Пользовательскими навыками, - говорит Евгения Семеновна, - владеют многие, а вот как применять интернет-ресурсы в преподавании своего предмета в школе знают не все. У нас получается, что мы все или переносим на компьютер (даже там, где это вовсе не требуется), или не используем компьютер в классе вообще. Педагог должен уметь определять степень эффективности виртуального и реального опыта. Например, дети проходят по физике тему "Ускорение". Понятно, что здесь гораздо проще и нагляднее использовать опыт реального взаимодействия с предметами материального мира. Дидактические свойства и функции каждого средства обучения - это педагогическая область, которой в полной мере должны владеть учителя.
Другой выход из ситуации - дистанционное обучение. Это действительно просто, а главное - эффективно. Обучение "на расстоянии" развивается во всем мире очень интенсивно. При министерстве образования и науки Украины, допустим, организована даже специальная комиссия по дистанционному обучению, которая ответственна за экспертизу качества образования. В России же дистанционное обучение существует только де-факто. В нашем Законе "Об образовании" четко прописано, что различаются следующие формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная и самообразование. Говорится также, что каждое учебное заведение имеет право выбирать собственные образовательные технологии, в том числе и дистанционное обучение. Однако что такое образовательные технологии, не совсем понятно.
Как ни крути, но в России нет единой концепции информатизации обучения, единого государственного центра, занимающегося этим вопросом. Здесь мы сильно отстаем от стран Запада и США. А это сказывается на качестве обучения и, соответственно, на конкурентоспособности отечественного образования. Вот вам и результат - по итогам престижного международного тестирования PIZA Россия в последние годы занимает лишь 28-е и 29-е места.
мнение |
Елена Подгорная, директор проекта интернет-школа "Просвещение.RU":
- Реально наш проект действует уже шесть лет при поддержке минобрнауки. За это время мы обучили использованию ИКТ-технологий в учебном процессе более 1500 преподавателей со всей России. Ведь дело это сегодня очень нужное. И директора школ понимают это, направляя нам своих педагогов на обучение. Техника в городах и деревнях, может быть, где-то и в меньшем количестве, но все-таки есть. Отмечу, что поставки нового оборудования в сельские школы осуществляются сейчас даже в большем количестве, чем в городские. Проблема состоит в том, что компьютеры в образовательных учреждениях часто используются как пишушие машинки или мониторы. Включение же дистанционных образовательных технологий может реконструировать весь учебный процесс, предоставляя дополнительные возможности учащимся.
Освоение новых технологий не зависит от того, сколько учителю лет. Среди наших "интернет-школьников" педагоги даже пенсионного возраста, и именно они оказываются самыми прилежными и старательными учениками, так как отчетливо понимают, что остаться сегодня в профессии без освоения информационно-компьютерных технологий невозможно.