04.04.2006 02:00
    Поделиться

    Экс-президента Польши обвинили в руководстве "преступным союзом"

    Институт национальной памяти Польши предъявил обвинения в руководстве "преступным союзом вооруженного характера" бывшему президенту Польши генералу Войцеху Ярузельскому.

     

    Экс-главу государства считают виновным в преступлениях против свободы и общественного порядка, совершенных Ярузельским с 1981 по 1983 годы, когда в стране действовало военное положение. В официальном коммюнике института говорится, что Ярузельский, будучи первым секретарем ЦК Польской объединенной рабочей партии и главой правительства, создал и возглавил в 1981 году Военный совет национального спасения.

    При этом он "подстрекал" членов Государственного совета страны к нарушению конституции страны и принятию закона о введении военного положения. Если обвинения удастся доказать, Ярузельскому грозит до восьми лет тюрьмы.

    Связаться с генералом Ярузельским было непросто. По словам его секретаря пани Гражины, ему постоянно звонят простые люди со словами поддержки. И все же "Российской газете" удалось переговорить с экс-президентом.

    Российская газета | Пан Ярузельский, как вы прокомментируете выдвинутые против вас обвинения?

    Войцех Ярузельский | Все вписывается в логику действий нынешней власти. Но в этой связи хотел бы обратить внимание на главное: все исторические события прошлого не должны затмевать, отягощать сегодняшний день. Гораздо важнее - это взгляд в будущее. Это, разумеется, касается и налаживания добрососедских отношений с Россией. При этом ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям прошлого, каким-либо конъюнктурным соображениям. Теперь по в поводу случившегося. Прокуроры института, заслушав меня, сообщили, что вскоре вручат мне письменные обвинения. Я посоветуюсь с юристами и, возможно, дам свои объяснения по сути дела до 10 мая - на очередных слушаниях. Если же дело дойдет до судебного процесса, то это будет суд над миллионами поляков, которые поддержали военное положение. Считаю, что принятое в 1981 году решение было болезненным, но спасительным.

    Особенно переживаю за офицеров Войска польского, которые выполняли приказ о введении военного положения, будучи полностью уверенными, что защищают общество. Как генерал армии я несу ответственность за то, что происходило в Польше, жившей в реалиях прошлого разделенного мира. И отвечаю за то, что было хорошо, и за то, что было плохо в стране. О плохом сожалею и неоднократно просил прощения. Если время в ком-то не погасило гнев и неприязнь, то пусть они будут направлены прежде всего на меня.

    РГ | Не мучают ли вас угрызения совести в связи с введением военного положения?

    Ярузельский | Время и жизненный опыт укрепляют мое убеждение, что решение о военном положении было правильным. Это подтверждает дополнительная документация, которую собрала в 1991-1996 годы комиссия конституционной ответственности сейма. Были заслушаны десятки свидетелей, изучены документы СССР, ГДР и Чехословакии. Сейм прекратил дело, согласившись с мнением комиссии, что введение военного положения в Польше тогда было высшей необходимостью.

    РГ | Не считаете ли вы, что Институт национальной памяти, обвинив вас, выполняет чей-то политический заказ?

    Ярузельский | Для таких утверждений я не имею ни права, ни формальных оснований. Но могу говорить о политическом климате в институте. Но верю, что в правовом государстве все решит право.

    Поделиться