Чего достигли наши страны за последние годы, объединив научно-технические потенциалы в области освоения и использования космоса? В чем суть нового предложения? Об этом мы беседуем с заместителем председателя Национального совета по космосу Республики Беларусь, членом-корреспондентом НАН, генеральным директором Объединенного института проблем информатики Сергеем Абламейко.
- Сергей Владимирович, космический потенциал России хорошо известен в мире. А чем привлекательна Беларусь в качестве партнера для космических держав?
- У нас, не побоюсь показаться нескромным, тоже есть большой и научный, и технический потенциал. И благодаря этому наш "космический рост" идет сразу на трех уровнях. Есть национальный проект - первый белорусский космический аппарат "БелКА". Спутник создан, причем с весьма хорошими характеристиками, чем уже привлек внимание специалистов других стран, проводятся его наземные испытания, запуск запланирован в этом году. Конечно, в работе задействованы и российские организации.
Второй уровень - работы по программе Союзного государства в области космических исследований "Космос-СГ". И третий - участие Беларуси в международных космических программах. Как известно, во времена СССР многие наши институты занимались космонавтикой. Белорусский опыт интересен, к примеру, при создании новых аппаратов для дальнего космоса (полеты на Марс и другие планеты). Исторически сложилось так, что в Беларуси разрабатывались установки для моделирования первых полетов, начиная с Белки и Стрелки и заканчивая полетами пилотируемых аппаратов - Юрия Гагарина и других космонавтов.
В Минске умеют экспериментально моделировать, создавать ситуации, возникающие при входе космического аппарата в атмосферу, проводить испытания на разные тепловые режимы. А это один из самых важных этапов, определяющий безопасность управляемых полетов. Мы сохранили здесь лидерство и на новом витке развития науки, оно признано европейскими, американскими, японскими учеными - всеми, кто занимается этими проблемами. Этот и другой наш опыт невозможно игнорировать.
Так что не сомневайтесь: все страны сотрудничают с нами на взаимовыгодной и равноправной основе. Беларусь участвует в международных космических программах, ежегодно представляя в ООН национальный доклад о космической деятельности, и непременно будет космической державой. И для нас, конечно, весьма полезен опыт космического взаимодействия с Россией.
- Напомните, с чего начинали, что сделано?
- В 1999 - 2002 годах выполнялась первая союзная научно-техническая программа "Космос-БР". В ней участвовали 16 организаций из России и 10 - из Беларуси, а всего 36 предприятий разного профиля. Требовалось создать прежде всего наземную инфраструктуру, поэтому и появился экспериментальный образец центра приема космической информации, новая антенная система. Специалисты разработали технологию дешифрования космических снимков, удобную для топографов, и опытный навигационно-связной терминал. Были и другие наработки.
Второй этап взаимодействия - ныне реализуемая программа "Космос-СГ", начатая в 2004 году. В нее вовлечены уже более 50 предприятий, академических и учебных институтов с обеих сторон. В числе крупных участников с белорусской стороны - ОАО "Пеленг", НПО "Интеграл", Белгосуниверситет, Белорусский госуниверситет информатики и радиоэлектроники. И многие академические институты: физики, молекулярной и атомной физики, тепло- и массообмена и ряд других. Один из проектов программы - создание наземных комплексов приема и обработки космической информации. Приоритеты на этом этапе - технологии обработки информации, изображений, разработка установок для испытания космических аппаратов, моделирования различных ситуаций. Разного рода устройства делаются для Байконура. Отрабатывается и система навигации с использованием сигналов спутников. Впрочем, сами спутники в рамках программы "Космос-СГ" мы не делаем - лишь аппаратуру для космодромов и спутников.
- Можно ли утверждать, что инфраструктура для приема и обработки космических сигналов в Беларуси уже готова к работе?
- Более того, она работает. На международной выставке информационно-коммуникационных технологий "Тибо-2006", проходившей на прошлой неделе в Минске, одна из секций посвящалась дистанционному зондированию Земли. Многие наши министерства, ведомства используют цифровые карты, снимки с космоса. Установлен ряд параболических антенн, через них идет прием информации с российских спутников "Монитор" и "Метеор" в НАН Беларуси, Гидрометеоцентре и Минлесхозе.
- Ваши новые "космические предложения" стартуют в апреле. Каков тут расчет?
- Апрель - традиционно космический месяц, и поскольку в 2007 году наша вторая программа заканчивается, то логично готовить третью. Для согласования и прохождения программы понадобится года полтора-два.
- Что главное в предложенном проекте?
- Пока определено пять направлений взаимодействия. Прежде всего мы предполагаем в 2008 - 2011 годах отладить единую для Союзного государства систему приема и обработки космической информации, чтобы наиболее полно обеспечивать ею самых разных потребителей. Для этого нужно создать, испытать и ввести в опытную эксплуатацию многофункциональную космическую систему. Уже сегодня мы принимаем российские космические снимки, обрабатываем другую информацию, но работаем пока фрагментарно, нужна еще большая интеграция, чтобы обмен шел свободно. Основная техническая база (то есть набор антенн, компьютеров, оптоволоконных линий) уже есть. Планируем свести воедино все форматы, стандарты, согласовать технологии. То есть мы красиво и удобно упакуем, сделаем более доступным наш "космический продукт". А чтобы он был качественным, нужны ноу-хау и на орбите. Поэтому второе направление - проработка проектов и создание моделей микроспутников, мини-спутников. Они появятся в космосе лет через 5-6. Замечу, Россия весьма заинтересована в таком сотрудничестве. Третий блок приложения сил - разработка и создание различной аппаратуры для космических проектов: как бортовой (многое из того, что создается в Беларуси, не имеет аналогов в мире), так и наземной (для Байконура, например).
Еще одно направление: создание высокоточных информационно-навигационных систем. Это весьма выгодно будет делать, имея солидную космическую базу. Теперь, например, автодиспетчерам, службам ГАИ и другим важно иметь информацию о транспортных средствах, находящихся в пути. Если их снабдить небольшим устройством, то при помощи спутников такие объекты можно видеть, определять их точные координаты в реальном времени на экранах в центрах управления. Причем как на территориях Беларуси, России, так и других стран Европы. И водитель сможет, видя на цифровой карте особенности маршрута, выбирать режим движения.
И наконец, предполагаемая пятая зона взаимодействия - создание системы образования, подготовки кадров для космической сферы. Нужно обучать и студентов вузов, и тех, кто работает с космической информацией в министерствах. Планируется, что образование будет дистанционным, головным центром в этой системе станет, возможно, Белгосуниверситет.
- Предполагается ли участие третьих стран в программе "Космос-НТ"?
- Финансирование - из союзного бюджета, поэтому и участвовать будут только представители Беларуси и России. Да и научно-технического и промышленного потенциала наших стран, как мы полагаем, вполне достаточно для реализации того, что намечается. Готовя предложения, мы учитывали интересы заказчиков и потребителей космических средств России и Беларуси, возможности нашей космической науки и промышленности, а также насущные потребности разных сфер деятельности Союзного государства. И конъюнктуру мирового космического рынка услуг тоже.
- И последний вопрос: какой хотя бы примерно экономический эффект возможен от реализации программы "Космос-НТ"?
- Всю программу мы не просчитывали, но уверен: объединяя усилия, мы значительно, раза в 2 - 3 снижаем стоимость создания и эксплуатации конкурентоспособной аппаратуры, перспективных космических аппаратов. Впрочем, не будем прыгать через ступеньки: надеюсь, к концу года программа уже будет сформирована и просчитана.