Новости

Интернет большой, но собеседников на всех не хватает. Может быть, в этом причина невероятной популярности блогов? Если вы до сих пор не знаете, что значит это слово, значит интересы миллиона наших соотечественников окажутся вне вашего понимания. Блоги - это личные новостные ленты пользователей Интернета, которые могут использовать и как бытовой дневник, и как трибуна, и как способ общаться с друзьями. Главное, что их очень много. У портала "Яндекс" есть специальный сайт blogs.yandex.ru, где можно искать не по всем страницам Интернета, а только по репликам блогов. Кроме того, здесь приводится разнообразная статистика - на каких массовых серверах блоги размещены, какие рубрики используются чаще других (фото и картинки), что в данный момент публика ищет активнее всего. В общем, "Яндекс" хорошо осведомлен о происходящем в так называемой "блогосфере".

 

На прошедшей в конце апреля конференции "Интернет и бизнес", организованной крупнейшими российскими порталами, с докладом о блогосфере выступил Роман Иванов, ведущий упомянутого проекта "Яндекса". Он привел очень любопытные цифры, касающиеся развития блогов в России (эту презентацию можно найти на сайте конференции cib.ru). Во-первых, поражает масштаб: в мире есть как минимум миллион дневников на русском языке. И это если считать только блоги на известных массовых серверах, а есть ведь еще самостоятельные персональные сайты. Из этого миллиона, по данным "Яндекса", 656 тысяч блогов - активные, в них регулярно пишут.

Правда, эти впечатляющие цифры все-таки не так велики, если сравнивать их с общим числом русскоязычных пользователей Интернета. В России всего пользуется Интернетом 21-22% взрослого населения, в этой оценке практически совпадают социологи из ФОМ и ROMIR Monitoring, несмотря на различие методик. Добавим сюда неопределенное число несовершеннолетних интернетчиков - их социологи не опрашивают, но сомневаться не приходится, что школьникам Интернет знаком как минимум не хуже взрослых. Наконец учтем, что далеко не все русскоязычные пользователи сети живут в России. Существуют базы данных сетевых номеров компьютеров - какие идентификаторы какому интернет-провайдеру выданы, где он работает. Исходя из этого, можно выяснить примерное географическое положение каждого компьютера по его интернет-адресу. Ведется статистика, из которой следует, что российские пользователи - это немногим больше половины русского Интернета. Например, по данным gs.spylog.ru "местных" лишь 55,5%, а следующие две крупнейшие страны - это Украина и США, там еще примерно по 6%. В общем, по грубой оценке выходит, что лишь 1% пользователей русскоязычного Интернета ведут блоги.

Второй интересный вывод, сделанный "Яндексом", - уменьшение роли американского сервера LiveJournal.com. Мода на блоги в русском Интернете началась именно с него, там полностью поддерживается русский язык, и этот сервер продолжает лидировать по числу размещенных на нем русскоязычных дневников. Но отечественные сайты в сумме уже догнали его, и два главных - LiveInternet.ru и Diary.ru.

И наконец третий, самый любопытный вывод. На русском языке ведется примерно 3% блогов всего мира. Но если сравнивать не число дневников, а число записей в них, то оказывается, что пишем мы гораздо больше. В мире пишут 7 миллионов реплик в неделю. А в русском Интернете - 700 тысяч! То есть не три процента, а десять! Когда-то мы с уверенностью говорили: Россия - самая читающая в мире страна. Теперь оказывается - она же и самая пишущая.

В Интернете хорошо заметно, насколько мы отличаемся от жителей западных стран. В русскоязычной сети есть явления, которые не наблюдаются у американцев. Например, самостоятельные сетевые СМИ, обгоняющие по популярности сайты традиционных изданий и каналов. Или так называемые "счетчики" на страницах самых популярных сайтов, объединяющие весь русский Интернет в единые динамические рейтинги-каталоги.

И наконец у нас гораздо больше ценят юмор в Интернете. Пока не выросли отечественные порталы, "Анекдот.ру" был самым посещаемым русским сайтом. И это - не шутки. Глобализация глобализацией, но чем оказываются наш и англоязычный мир, тем лучше видно - отличия есть, и их сложно отрицать самому убежденному глобалисту.

Digital Интернет Общество СМИ и соцсети