05.05.2006 02:00
    Поделиться

    Скидки по ОСАГО хотят "привязать" к водителю, а не к автомобилю

     В мае Госдума планирует рассмотреть в первом чтении соответствующие изменения в закон об ОСАГО. Автор поправки - депутат Госдумы Алексей Сигуткин предложил убрать из пункта 2 статьи 9 всего одно слово - "указанного". После чего, по замыслу депутата, действие закона кардинальным образом изменится. Однако специалисты из Российского союза автостраховщиков сомневаются, что его благая идея осуществима на практике.

    Напомним, что статья 9 закона об ОСАГО посвящена коэффициентам "бонус-малус", то есть поощрению и наказанию, которые учитываются при расчете стоимости полиса и устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в период действия договора. При заключении договора в первый раз этот коэффициент равен 1, на каждый следующий год применяется либо скидка, либо надбавка.

    За год безубыточной езды дается скидка в 5 процентов, при этом максимальная "награда" составляет 50 процентов. Получить ее можно, отъездив безаварийно 10 лет, то есть без выплат по полису ОСАГО. Сейчас учитывается стаж езды только на том автомобиле, по которому выдавался полис. И если водитель сменил машину, то ему нужно начинать зарабатывать скидки сначала. Поэтому, при нынешних темпах обновления "личного автопарка", многим водителям приходится переплачивать за ОСАГО "лишние" деньги.

    Исключение из закона слова "указанного" приведет к тому, что "бонус-малус" станет применяться вне привязки к транспортному средству. Как отмечает Алексей Сигуткин в пояснительной записке к законопроекту, это изменение должно не только дать возможность владельцам новых автомобилей получать "старые" скидки, но и стимулировать их менять устаревшие транспортные средства на новые - более безопасные.

    Автолюбители только выиграют от принятия законопроекта, поддерживает его и основная масса страховщиков. Ведь наличие страховой истории по каждому обладателю водительских прав позволит корректно определять, а также контролировать применение и расчет коэффициента. Таким образом, в сочетании с единой информационной базой и ответственностью страхователей за неверные сведения, прописанной в законе, появится реальная возможность решения существующей проблемы.

    Впрочем, законодатель решил пока оставить без изменений штрафы за аварийность, которые значительно выше скидок за безаварийность. Например, если в течение года автолюбитель попадает в ДТП и страховая компания осуществляет выплату, то на второй год стоимость полиса окажется на 55 процентов выше. А максимальный коэффициент "малус" равен 2,45.

    Однако таких драконовских штрафов можно спокойно избежать, сменив страховую компанию и начав страховую жизнь "с нуля". О прошлых авариях вас никто не спросит. Положение может изменить создание единой базы данных по всем застрахованным автомобилям. Хотя некоторые эксперты сомневаются, что в стране, где действуют десятки тысяч агентов и тысячи офисов продаж полисов, даже если такая база и будет создана, можно будет получить к ней доступ в режиме "он-лайн".

    компетентно

    Владимир Козлов, начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков:

    - Идея депутата Сигуткина благая - он хочет сохранить скидки водителям при смене транспортного средства. Но если внести в закон только эту поправку, то она вовсе не решит проблемы.

    Во-первых, непонятно как нужно будет учитывать "бонус-малус" когда у водителя имеется несколько транспортных средств. Например, сейчас, если водитель юридического лица, имеющего в своем автопарке несколько машин, совершит ДТП на одной из них, то по ней юридическое лицо получит повышающий коэффициент, а по остальным - скидки за безаварийную езду. Теперь же, согласно предлагаемому законопроекту, получается, что юридическое лицо получит повышающий коэффициент по всем автомашинам. Аналогичная ситуация сложится и с физическим лицом, в собственности которого находится несколько машин!

    Во-вторых, вся конструкция закона по ОСАГО привязана сейчас к конкретному транспортному средству. Для применения коэффициентов учитываются его технические характеристики: тип автомобиля, мощность двигателя, число посадочных мест, грузоподъемность. Поэтому и страховая премия рассчитывается тоже в привязке к конкретной машине. Изменив порядок присвоения "бонус-малуса", оставив при этом остальное как есть, получим явное противоречие отдельного коэффициента со всей конструкцией закона.

    К тому же порядок применения "бонус-малус" прописан в постановлении правительства N 739, и если вносить поправку в закон, то нужно, соответственно, менять и это постановление. В противном случае споров, в том числе и судебных, не избежать.

    Ну а насчет единой базы данных, позволяющей учитывать историю аварийности каждого автовладельца, могу сказать, что сейчас процесс ее создания в рамках страхового сообщества идет полным ходом. В настоящее время идут тестовые испытания данной системы страховыми компаниями. Кроме того, на основании постановления правительства номер 567, принятого в прошедшем году, данная система должна стать частью федерального информационного ресурса. Благодаря этой системе страховщики смогут получать информацию о страховой истории своего клиента из единого источника.

    Поделиться