Российские объекты переведут на отечественный софт

Глубокую тревогу научного мира России вызывает состояние информационной безопасности нашей страны. Широкое применение зарубежных средств вычислительной и телекоммуникационной техники, программного и информационного обеспечения привело к тому, что сегодня российский рынок информационных технологий более чем на 90 процентов представлен средствами импортного производства.

Такая ситуация позволяет сделать вывод о финансовой и технической зависимости от западных поставщиков, что помимо угроз отечественной индустрии информации возникает целый ряд угроз национальному информационному пространству. За счет активного участия зарубежных фирм в процессе информатизации органов государственной власти практически все информационные ресурсы страны, включая "ресурсы критических систем", оказались под контролем соответствующих иностранных структур. Нельзя не отметить, что этим наносится огромный урон и национальной экономике - ведь за наши государственные деньги развиваются не отечественные, а частные западные компании.

Документами, определяющими политику государства на современном этапе в области обеспечения информационной безопасности, является указ президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10 января 2000 года и Доктрина информационной безопасности, утвержденная президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года, которая развивает вышеуказанную концепцию применительно к информационной сфере.

В доктрине отмечается, что "Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи... а также... эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:

- закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

- создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий".

Положения данной доктрины не имеют обязательного характера, вследствие чего не принимаются государственными чиновниками во внимание.

Многие промышленно развитые страны, сознавая подобную угрозу для своих информационных ресурсов, отказываются от использования импортных программно-аппаратных средств и, несмотря на значительные затраты, разрабатывают собственные средства информатизации и даже собственные языки программирования. По такому пути уже пошли Германия, Франция, Великобритания. Даже в Пентагоне в последние годы наблюдается рост применения собственного программного обеспечения в военных разработках. Интересно, что и в недавно подписанном Джорджем Бушем документе "Стратегии информационной безопасности" накладываются ограничения на использование иностранного программного обеспечения в стратегических отраслях США. Именно поэтому сегодня так важно, чтобы закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который в прошлом году в Государственной Думе преодолел первое чтение, а в настоящее время готовится ко второму, содержал положения, препятствующие возникновению угроз безопасности стратегической информации.

С учетом сложившейся ситуации ряд депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесли поправку в проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", которая предусматривает запрет использования западных программно-технических средств в стратегических отраслях и на особо важных (опасных) объектах. Перечень вышеназванных объектов должен быть установлен правительством Российской Федерации в течение одного года с даты принятия закона. Данная поправка позволила бы придать положениям доктрины нормативный правовой статус.

Суть изменений сводится к тому, чтобы запретить использование зарубежных программно-технических средств в государственных информационных системах, обеспечивающих стратегические отрасли и особо опасные (важные) объекты РФ, а также помимо прочих мер защиты информации (уже включенных в текст закона) не допускать наличия в программно-технических средствах недокументированных функций. Сегодня проблема использования иностранного программного обеспечения (и системного, и прикладного) для России очень критична.

Путь предложенных депутатами Государственной Думы законодательных инициатив, позволяющих не только поддержать отечественных производителей программно-аппаратных средств, но и существенно повысить информационную безопасность, будет не легким. В нашей стране сложилось мощное лобби, помогающее продавливать закупки импортного программного обеспечения. Страна просто подсажена на программную иглу. А между тем программисты до сих пор уезжают работать за рубеж, и страна теряет не только человеческий потенциал, но и уверенность в собственной национальной безопасности.

Необходимо безотлагательно разработать комплекс мер по развитию и использованию в Российской Федерации отечественного производства в сфере информационных технологий и в этой связи поддержать поправку, находящуюся на рассмотрении Государственной Думы, о недопустимости использования зарубежных программно-технических средств в стратегических отраслях и на особо важных (опасных) объектах Российской Федерации.