12.05.2006 01:00

    Корреспондент "РГ" проехал 60 километров на спущенных колесах

    60 километров на спущенных колесах проехал корреспондент "РГ"

    Случай довольно опасный, но, увы, не единичный. Чтобы избежать подобных историй, производители шин предлагают устанавливать на автомобили резину, которая не боится проколов. Благо, недавно эта технология и соответствующие шины вышли из разряда элитных, супердорогих и эксклюзивных. Более того, им прочат судьбу таких ныне практически стандартных опций, как АБС, контроль курсовой устойчивости и подушки безопасности.

    Прикололись: прокололись

    Целая акция была устроена недавно одним из крупнейших производителей шин: несколько машин, правые колеса которых были демонстративно на глазах публики просверлены дрелью, двинулись из центра Москвы от Красной Пресни до "Крокус Сити", что на МКАДе. И что удивительно, доехали. Более того, в завершение этого заезда возможности шин с технологией RunOnFlat продемонстрировали каскадеры. Но нам-то интересно самим попробовать, пощупать, покататься и почувствовать разницу. И вот на тест-драйв мы берем "БМВ" 1-й серии (118i, двигатель объемом два литра мощностью 130 л.с.) именно на такой резине. Для начала катаемся так, чтобы понять динамику и возможности машины при нормальном состоянии резины. Четкость и упругость руля дают полный контроль над дорогой. Немного жестковат ход. Возможно, это тонкости настройки подвески, а возможно, виной тому и новые шинные технологии.

    Оценить, насколько хорошо держит эта резина в заносе, не сумел. Электроника делает свое дело, варварски встревая в общение водитель - машина. И не поймешь, то ли резина держит хорошо при боковом скольжении на обильно политом водой дорожными службами асфальте, то ли все-таки это происки электроники. Но первое впечатление есть.

    А теперь спускаем левое переднее колесо. Компания, предоставившая автомобиль, не дала добро на то, чтобы мы прокалывали колеса, поэтому оценить смену режимов в динамике не было возможности. Но те ощущения, которые я получил, катаясь на просто спущенном колесе, дают уверенность, что и неожиданный прокол не станет причиной трагедии.

    Внешне шина немного просела: будто просто машину неровно поставили. Тем не менее на манометре ноль, а колесо далеко не на ободе. Поехали. Сразу ощущается некоторая плавность в движении по сравнению с тем, что было до этого. На самом деле не прислушивался бы к своим ощущениям - не заметил бы. Тут раздается мелодичный звук, и на мониторе повисает красное изображение протектора с толстым восклицательным знаком. Хорошо, подумалось тогда, датчик оповестил о проколе. Разница в ощущениях практически минимальна: чуть легче повороты в сторону спущенного колеса, чуть мягче ход, чуть тупее разгон... Но эти "чуть" настолько малы, что не гори постоянным светом датчик, забыл бы о спущенном колесе.

    Между прочим, двигаться на такой шине рекомендуется не более 80 км со скоростью не выше 80 км/час. А что такое ехать на "БМВ" с такой скоростью? Пытка. На тебя удивленно косятся, да и сам постоянно поглядываешь на спидометр: не превысить бы отпущенный лимит. В какой-то момент, обгоняя совсем уж не спешащего коллегу, я обратил внимание, что еду со скоростью 110 км/час. И ничего, машина идет также ровно и уверенно. Но такие режимы опасны тем, что, несмотря на всю свою высокую технологичность, шина все-таки может соскочить с диска.

    Спущенное переднее колесо эффекта в заносе все равно не давало. Зато спущенное заднее позволяло довольно легко загнать автомобиль в занос. Но страх, что в какой-то момент шина соскочит с диска, заставил прекратить эти эксперименты.

    Уже после первого эксперимента с колесами - спустил-накачал - я почувствовал неладное. Датчик по-прежнему продолжал гореть. Несколько раз выходил из машины и проверял давление. Все было нормально, но датчик продолжал гореть. Уже позже нам пояснили в компании, что после восстановления давления в шине необходимо перезагрузить систему контроля давления через бортовой компьютер. Тогда он перестанет подавать сигналы до следующего прокола. Получается, что для наших дорог эта система по сути довольна проблемна в эксплуатации. Допустим, по дороге от Москвы до Ростова-на-Дону я пробил колесо. Отремонтировал его под Воронежем. Но много ли у нас найдется сервисных центров, оборудованных соответственно, чтобы обнулить мне этот датчик? Конечно, нет. В придорожных шиномонтажах их не найдете. А если случится второй прокол, о котором умная электроника мне уже не доложит? В общем, для использования столь технологичной резины на наших дорогах и сервисы нужны соответствующие.

    В итоге за весь наш тест мы сумели накатать в общей сложности 60 километров на спущенных шинах. Практически не сомневаюсь, что до нас машина бегала на них никак не меньше. Шины после теста не меняются: по ним видно, что стоят давно и прочно. Как влияют эти эксперименты на износ резины? Понятно, что не очень хорошо. Но не критично: можно еще прокалывать и продолжать движение.

    Какие шины не боятся проколов?

    До недавнего времени шины, которые не боятся проколов, ставились на дорогие, преимущественно бронированные машины. Например, система PAX от Michelin и ContiSupportRing (CSR) от Continental. PAX представляет собой комплекс из специально разработанного диска, монтирующейся на него полимерной вставки, низкопрофильной шины с особым креплением к ободу и системы контроля давления в ней. Такое спущенное колесо позволяет проехать еще 200 км со скоростью 80 км/час. Однако из-за сложности и дороговизны в обслуживании эта система вряд ли станет популярной. Ею по-прежнему будут оборудоваться только бронированные авто для VIP-пассажиров.

    Система CSR от Continental - это металлическое кольцо с гибкой опорой, которое монтируется на обод. Оборудованный CSR автомобиль после полной потери воздуха в шине может также проехать до 200 км со скоростью 80 км/ч. Главная особенность системы в том, что она может быть использована на всех стандартных ободах в комбинации с любыми видами шин. Пока она поставляется в форме дополнительной детали безопасности для Maybach.

    Второй путь, по которому идут производители шин, - усиление конструкции самой шины, в первую очередь боковин. Это наиболее популярная, развитая, продвинутая и демократичная технология. Правда, в пробеге такая резина уступает своим более технологичным собратьям, но и стоит она в разы меньше, и в обслуживании дешевле.

    Мы объездили шины Goodyear Excellence с технологией RunOnFlat. Во всяком случае, так эту технологию называют в этой компании. Со схожими названиями позиционируют антипрокольные шины с применением подобной технологии и другие производители. Например, Bridgestone - Eufori Run Flat, Continental - Self-Supporting Runflat Tyre.

    Усиливается шина за счет резиновых материалов, которые не дают шине осесть до обода и соскочить с колесного диска. Практически все эти шины рассчитаны на то, чтобы проехать до 100 км на скорости до 80 км/ч. И по качеству они особо друг от друга не отличаются. От обычной шины немного отличаются весом: разница составляет от 10 до 20 процентов в зависимости от высоты профиля.

    Что касается цены, то в среднем антипрокольная шина стоит на 20 - 25 процентов дороже обычной. Но еще раз напомним, что использование таких шин предполагает и наличие датчика давления в них. Насколько это может удорожать установку новой резины - вопрос открытый. Также неясно с вопросом о ремонтопригодности шин с технологией Run Flat. В некоторых компаниях утверждают, что проколы в таких колесах не лечатся. В компании Goodyear решение о ремонтопригодности проколотой шины отдают на откуп авторизованным экспертам. Такова цена безопасности.

    Сейчас шины RunOnFlat идут в базовой комплектации таких автомобилей, как Mini Cooper-S, BMW 1-й и 3-й серий, Opel Astra. Они идут в первичной комплектации на BMW 5-й и 6-й серии, Mercedes S-класса и E-класса, Ferrari F430, а также Rolls Royce Phantom.