По крайней мере об этом заявлял сам Зедельмайер, чьи слова были процитированы в ряде российских СМИ. Однако, если верить газетным сообщениям, экипажу нашего лайнера якобы удалось бежать с выставки.
Парадокс в том, что о скандале, три дня будоражившем Россию, никто в Берлине особо не слышал. Местная пресса пишет о чем угодно - от репортажей о полетах гигантского А-380 до предполагаемых объемах пива, которые выпьют посетители салона, но не о "побеге" Ту-204 и несправедливо обиженном земляке-бизнесмене. В оргкомитете выставки говорят, что ни о каких претензиях к России не слышали. Никаких судебных приставов, якобы собиравшихся арестовать российское имущество, не видели. Вероятность развития скандала а-ля "Нога-2" с описью имущества отрицают и российское посольство в Берлине, и руководители нашей делегации на выставке. Каких-либо судебных документов на сей счет не видели.
А слухи идут. Мы - несколько российских журналистов - сидим на стенде одного из оборонных предприятий, берем интервью у директора. Вдруг у одного из нас звонит мобильник. Он берет трубку и меняется в лице: "Прошла информация, что приставы начали описывать имущество "Роскосмоса". Но стенд "Роскосмоса" - рядом, мы своими глазами видим, что там ровным счетом ничего не происходит.
Примерно так же было и со "внезапным" отлетом Ту-204, о котором "туполевцы" сообщили за два дня. Мы проводили самолет, помахали платочками. Вокруг - тысячи людей, секьюрити, полиция - какой "побег"? Зачем? Почему?
Мы попытались разобраться, что же было в действительности. Франц Зедельмайер действительно существует. Бизнесмен утверждает, что правительство РФ должно ему 2,35 миллиона долларов - за досрочный разрыв договора аренды особняка в Санкт-Петербурге, в оборудование которого Зедельмайер, по его словам, вложил 2 миллиона долларов. Все это 12 было лет назад, и с тех пор бизнесмен с переменным успехом судится с Россией. И вот в очередной раз он решил напомнить о себе.
Сомнительные попытки немца добиться ареста Ту-204 за долги, которые якобы ему не вернула Россия, не отменили главного: наша страна проявила себя на выставке весьма достойно.
Получив в свое распоряжение самый большой павильон, 60 российских компаний сгруппировались под одной крышей и выступили единым мощным кулаком, заставив о себе говорить в первый день инициативой по созданию международного МЧС.
Своего рода высший пилотаж: теперь наше оружие на весь мир рекламируют не его разработчики, а будущие покупатели. На минувшей неделе в роли своеобразного PR-агента российской техники с успехом выступила Венесуэла. Рассорившись с США, неугомонный президент Уго Чавес заявил о необходимости обновления авиации своей страны.
И, отказавшись от американских F-16, обратил свой взор на российские Су-35. После чего на нашу машину обрушился шквал комплиментов венесуэльских военных и политиков: "Су-35 - лучший многоцелевой истребитель в мире". В регионе, где российской авиацией интересуются Мексика, Чили, Перу, Бразилия и другие, реклама весьма своевременная.
Если же вспомнить недавнее высказывание индусов, опробовавших на учениях Су-30 МКИ, - "тренировочные воздушные бои показали, что русские истребители сильнее американских", а потом и аналогичное заявление главкома истребительной авиации ВВС США, то выходит небольшая PR-кампания.
- Рекламный отдел закрывать не думаете? - поинтересовался я у главы делегации "Рособоронэкспорта" Анатолия Аксенова.
Тот вполне серьезно ответил:
- За любым из подобных признаний - большой труд. И задачи еще остаются. Так, например, в Берлине одной из главных была демонстрация возможностей нового продукта - глубоко модернизированного МиГ-29 ОВТ, который впервые показан за границей. На самолете класса 4++, очень близкого к машине 5-го поколения, установлен новый двигатель с отклоняемым вектором тяги, который раньше был исключительной особенностью лишь истребителей Сухого. Теперь эта машина получила серьезные преимущества перед зарубежными конкурентами и наряду с МиГ-29 СМТ, надеюсь, еще прогремит.
Другим важным направлением стала вертолетная тематика. Наши оборонщики представили в Берлине весь модельный ряд отечественных вертолетов - от легких до тяжелых транспортных, включая самые популярные Ми-17, Ми-35 и Ми-26. И все же, несмотря на перспективность проектов по новым машинам, наиболее насущная задача - предложения по модернизации тысяч самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении разных стран.
Не все плохо оказалось и в гражданской авиации. Нашим новым Ту-204 заинтересовались сирийцы. Предполагается, что в 2007-2008 годах Дамаску будут поставлены десять машин Ил-96 и Ту-204. С учетом того, что 7 пассажирских машин возьмет Куба, 5 - Зимбабве, плюс идут переговоры с Ираном, Болгарией и некоторыми другими, свет в конце тоннеля для гражданского авиапрома, похоже, наконец, появляется.
Игорь Черняк
БЕРЛИН