Первое и главное: разрабатывается проект введения электронного правосудия, когда обратиться в суд и получить приговор можно будет просто через Интернет. Так что выражение "шить дело" вполне может стать анахронизмом: на смену дыроколу придет компьютер.
Об этом и кое о чем другом говорилось на необычной встрече главы Высшего арбитражного суда. Впервые Антон Иванов провел "круглый стол" с крупными бизнесменами. Нет сомнений, что большинство деловых людей предпочло бы встретиться с главным арбитражным судьей тет-а-тет, и уже в тиши кабинета, без камер и протокола обсудить дела свои не скорбные, решить проблемы какие-нибудь наболевшие. Но - не в этот раз.
- Такой формат встречи, когда мы собираемся все вместе и обсуждаем те или иные проблемы правосудия, я думаю, наиболее эффективен, - сказал Антон Иванов, и, судя по всему, это решение обжалованию не подлежало. - Лучше, чтобы мы публично и гласно обсуждали все проблемы, в том числе и разные аспекты судебной деятельности. Мы не являемся истиной в последней инстанции, иногда допускаем ошибки и готовы выслушивать критику и замечания.
Но прежде чем поговорить о том правосудии, которое есть, Антон Иванов рассказал о том, которое будет. Люди в мантиях скорее всего с головой уйдут в Интернет. Арбитражные суды уже готовы к внедрению новейших технологий: когда все документы можно подавать в суд не на бумаге, а в электронной форме. Планируется и установить системы видеоконференцсвязи. Так что при желании можно не приезжать на процесс, а участвовать в нем, сидя в офисе за сто километров от суда. Ведь и по телевизору все будет прекрасно видно. Не придется больше и напоминать секретарю: занесите это в протокол, занесите то, вдруг она что-то не успеет или пропустит. Бездушный магнитофон занесет на пленку каждое слово.
Теоретически перенести правосудие в Сеть могут и самые обычные суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела. Но здесь одно препятствие: не у каждого гражданина есть компьютер, да и Интернет не так далеко зашел в российские регионы, чтобы любой судья из глубинки мог на него рассчитывать.
Однако арбитражные суды изначально созданы не для всех. Это, можно сказать, элитарные суды, рассчитанные на людей, у которых есть деньги. А значит, у них уже давно есть и компьютеры, и доступ в Интернет. Конечно, арбитражные суды никого не сажают в тюрьму, зато вполне могут пустить человека по миру. Поэтому и велик интерес коммерсантов к арбитражным судам. А новые инициативы, можно не сомневаться, найдут живой отклик.
Главная проблема здесь вовсе не деньги. Для введения электронного правосудия необходимы изменения в законах. Например, сейчас суды не признают документов без живой, как выразился Антон Иванов, подписи. Если договор заключен по Интернету, то в процессуальном смысле этот документ не будет стоить и дискеты, на которой он сохранен. Нельзя принимать иски, заявления, ходатайства, написанные не на бумаге.
Но все это технические проблемы, которые решить довольно просто. Сложнее разобраться, как быть с мошенниками. Они и сейчас-то любят подделывать различные документы и даже судебные решения. Не откроет ли электронное правосудие массу возможностей для аферистов? Скорее всего откроет, если не принять мер, полагают в Высшем арбитражном суде. Будут подаваться фальшивые иски и соответственно приниматься фальшивые решения. Поэтому необходимо разработать какие-то фильтры против мошенников.
За образец Антон Иванов предложил взять американскую систему. Там доступ к электронному правосудию имеют только адвокаты. А они отвечают за это своим честным именем, которое стоит очень дорого. Как будут предохраняться от мошенников у нас, пока неизвестно. Время есть, и в Высшем арбитражном суде уверены, что что-нибудь придумают. А пока арбитражные суды активно осваивают Интернет с просветительскими целями, объясняя бизнесменам, что не надо бояться человека в мантии. И не надо его подозревать. В ближайшее время практически все решения арбитражных судов будут публиковаться в Интернете со ссылками на документы. Любой юрист сможет ознакомиться и сам сделать вывод: по закону вынесено решение или по понятиям.
Кроме того, Антон Иванов рассказал о других проектах, над которыми сейчас работают в Высшем арбитражном суде. По его словам, существует рабочая группа, занимающаяся вопросами совершенствования Арбитражно-процессуального кодекса. Еще одна идея: создание административных трибуналов. По замыслу это мог бы быть межведомственный орган, может быть, даже федеральная служба, которая бы рассматривала жалобы на штрафы, наложенные ГАИ, пожарными, налоговой инспекцией, таможней или любыми другими госведомствами.
Другой актуальный вопрос: развитие примирительных процедур. О них много говорят и юристы, и бизнесмены, и все заинтересованные лица. Речь идет о создании института, позволявшего бы спорящим сторонам договориться по-хорошему, не доводя дело до судебных баталий. Интересно, что судьи в целом выступают за систему примирения. Зато коммерсанты, по мнению арбитражных судей, еще не созрели. По его словам, у компаний нет особой заинтересованности искать компромисс до суда. Сейчас часто в качестве одной стороны выступает компания с активами, а с другой стороны - компания без активов, "пустая". Потерять такую компанию не страшно, собственно говоря, для этого она и создавалась. Поэтому компромиссов не будет. Вместе с тем глава Высшего арбитражного суда отметил, что сейчас на российском рынке наблюдается процесс консолидации, открытия компаний с целью публичного размещения акций. Вот такие компании, работающие честно и открыто, уже будут заинтересованы в цивилизованных правилах, в том числе и примирительных процедурах.
прямая речь |
Подробности судебных нововведений глава Высшего арбитражного суда раскрыл для "Российской газеты"
Российская газета | Когда нам можно ждать первых электронных процессов? И сколько это будет стоить?
Антон Иванов | Если наши предложения будут одобрены, то мы начнем готовить законопроект. Сейчас трудно точно сказать, сколько это займет времени. Думаю, примерно полтора года. Нужны какие-то фильтры для пресечения подачи фальшивых документов. Для доступа к системе необходимо сформировать жесткие требования.
Это недешевая система. Для развития электронных систем в судах запланировано выделить в течение пяти лет сумму, эквивалентную 300 миллионам долларов США. Кстати, в самих США на компьютерное обеспечение судебной системы тратится примерно такая же сумма, но - ежегодно. Тем не менее внедрение подобных систем позволит в дальнейшем сэкономить значительный объем средств, времени и обеспечить прозрачность судебной системы.
РГ | Современная пословица гласит: в Интернете есть все, надо только знать адрес. Не подскажете адрес, по которому можно узнать все об арбитражах и сразу?
Иванов | В настоящее время примерно у 60 процентов российских арбитражных судов уже есть свои веб-сайты, а до конца текущего года планируется открытие сайтов у остальных. На сайтах будет публиковаться различная информация, касающаяся суда, в том числе и судебные решения. В отличие от других стран доступ к судебным актам, размещенным на сайтах, будет бесплатный. На сайте Высшего арбитражного суда уже стали публиковаться решения арбитражных судов нижестоящих инстанций по делам, которые в порядке надзора рассматривает Высший арбитражный суд.
РГ | В России ни одна даже самая новейшая технология не заменит человеческий фактор. Например, нет разницы, на дискете подавать иск, на бумаге, да хоть на диктофоне - все равно проиграете, если у противоположной стороны адвокат - родственник судьи. Вы будете с этим бороться?
Иванов | Такая проблема есть. За время моей работы председателем Высшего арбитражного суда было около 15 подобных жалоб. Это много. Я считаю, что необходимо ввести более серьезные профессиональные ограничения для судей. Цель их - создание системы мер для увеличения доверия к судам. Необходимо исключить ситуацию, когда в сферу деятельности конкретного судьи попадают дела, которые ведут его близкие родственники-адвокаты.