Вагит Алекперов о цене и качестве бензина
Российская газета | Вагит Юсуфович, вашему визиту предшествовало два события - опять начался рост цен на бензин, а вице-премьер Александр Жуков заявил о решимости удержать инфляцию в рамках первоначальных прогнозов. Но инфляцию подхлестывают в значительной мере цены на топливо. Как один из инициаторов замораживания цен на бензин, как вы прогнозируете развитие событий в этом году?
Вагит Алекперов | Наша инициатива по замораживанию цен оказалась плачевной для нас же. По иску антимонопольной службы Нижегородской области суд принял решение, что мы не имели права замораживать цены на своих бензозаправочных станциях. И принудили нас отказаться от этого и заплатить штраф почти в 9 миллионов рублей. Поэтому такой инициативы мы больше выдвигать не будем.
РГ | Итак, россиянам предстоит очередной виток увеличения топливных цен?
Алекперов | Вы знаете, что система налогообложения в Российской Федерации, скажем так, достаточно своеобразная. Каждые два месяца меняются экспортные пошлины, в том числе на нефтепродукты. Меняются значительно. Я неоднократно говорил, что внутренний российский рынок нельзя привязывать к международной цене нефти. Как можно "привязывать" налог на добычу полезных ископаемых к цене нефти марки Brent, которую мы в России не добываем? Мы добываем нефть марки Urals, но продолжаем платить налоги и рассчитывать величину экспортной пошлины, исходя из нероссийской марки. Так вот, с 25 июня экспортная пошлина на нефтепродукты в очередной раз поднялась, рынок на это отреагировал.
Плюс традиционный сезонный спрос. И наша компания впервые столкнулась с тем, что была вынуждена в этом году делать запасы на летний период. Реально ощущается дефицит бензина, особенно в центральной и южной части Российской Федерации. Поэтому сегодня этот спрос также подталкивает к росту цен. Но я не думаю, что он будет значительным. Наиболее вероятная величина - от 10 до 12 процентов.
РГ | Помимо цены, много жалоб на качество бензина. Когда оно будет соответствовать принятым нормам?
Алекперов | Никто не прогнозировал такого роста автопарка в России, который состоялся благодаря нашим потребителям в прошлом и этом годах. И самое главное, что стремительно растет потребление высокооктановых сортов бензина. От нас потребитель требует не просто качества бензина, а европейского качества: автомобили-то дорогостоящие. Мы ему должны это гарантировать и потому "ЛУКОЙЛ" каждый год инвестирует миллиард долларов в нефтепереработку. Таков масштаб модернизации НПЗ в течение последних шести-семи лет. В этом году будут пущены новые установки в Волгограде, Нижнем Новгороде. Мы гарантируем нашим потребителям, что предоставляем им товар евростандарта. Другое дело, что у нас есть не только собственные заправочные станции, но и франчайзинговые. От многих из них мы уже отказываемся. Снимаем свой лейбл через судебные разбирательства, порой длящиеся годами. Я надеюсь, что уже в этом году в Москве и Петербурге компания в основном будет работать через собственную сеть заправочных станций.
Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты"