14.07.2006 02:00
    Поделиться

    Саммит стал испытанием для НПО

    Пользу от взаимного общения власти и гражданские структуры научились понимать далеко не сразу. Считается, что гражданское общество всерьез заинтересовалось тогда еще "семеркой" только в восьмидесятые. Лидеры уже "восьмерки" начали считаться с мнением неправительственных организаций (НПО) только в 90-е - даже сам термин НПО впервые появился в документах саммита 1995 года в Галифаксе. Хотя процесс узнавания и контактов не обошелся без эксцессов (достаточно вспомнить массовые драки с силами правопорядка на саммите 2001 года в Генуе) или взаимного раздражения (саммит 2004 года на Си-Айленде, отгородившийся от общественности).

    Постепенно сложилась традиция: страна-председатель обычно активно консультируется с собственным гражданским обществом, создавая своего рода группы гражданского сопровождения, - они готовят свои предложения и рекомендации, которые лидеры восьми обычно учитывают. Для России, впервые принимающей у себя гостей, такой опыт не был вполне новым, достаточно вспомнить Гражданский форум, проводившийся в Кремле в 2001 году, но наложился на особенности внутриполитической ситуации. Как известно, российские НПО были весьма озабочены законом, определяющим новый порядок их регистрации в Федеральной регистрационной службе, а еще более раздражены этими правилами оказались иностранные НПО. Впрочем, фигура координатора "гражданской восьмерки" была выбрана достаточно удачно - обязанности эти приняла на себя председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтам гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. График мероприятий был расписан на весь год и помимо параллельных саммиту заседаний в Питере включал проведение двух форумов, встреч общественности с шерпами, массу "круглых столов" - и не только в столице, но и в других российских городах.

    Идею проекта поддержали примерно 40 российских НПО, хотя число заинтересовавшихся участников заметно расширилось уже к июльскому форуму - туда прибыли уже около 130 организаций из 60 регионов. Пришедший в гости к гражданским структурам Владимир Путин не стал уклоняться от обсуждения типично российской наболевшей проблемы, заявив о действующем законе об НПО: "Я допускаю, что этот документ оказался несовершенным". Президент предложил гражданскому обществу последить за практикой применения закона и представить свои замечания: "Если выяснится, что есть ужесточения, то мы будем реагировать, и я буду готов выступить инициатором этих изменений, в том числе и по вашим рекомендациям". Правда, он еще раз подчеркнул, что является противником использования НПО для финансирования политической деятельности иностранными правительствами. Впрочем, помимо острых вопросов президент России в качестве председателя счел своим долгом прежде всего поблагодарить представителей гражданского общества и пообещал донести их рекомендации до лидеров "восьми" в ходе саммита.

    О том, как работает проект "гражданской восьмерки", "РГ" рассказала координатор национальной рабочей группы Консультативного совета Элла Памфилова.

    Поделиться