В пылу переговоров с американской стороной оказался подзабытым такой документ, как февральское письмо президента США президенту РФ со "списком претензий" России.
Америка просила "закончить переговоры по тем секторам мясной, алкогольной и молочной продукции, где США существенно сузили свои запросы". То есть США настаивали на новых правилах ввоза своей еды в Россию и ограничении фитосанитарных запретов рамками международного законодательства. То, что эти пассажи не потеряли актуальности, видно из обращения американских парламентариев своему президенту, в котором они просили Джорджа Буша "не торопиться", пока не будет уверенности, что американская еда сможет беспрепятственно проникать в Россию.
Именно мясо, как известно, и стало поводом продолжить переговоры в октябре. Сегодня Россия, завозя к себе американское мясо, проверяет и его качество, и саму технологию производства еще в США, до отгрузки. США этот порядок не нравился никогда, и предложение ограничить работу наших инспекторов звучат уже несколько лет. В то же время источники "РГ" в минэкономразвития доказывают, что мясо было лишь формальным поводом прекратить переговоры, зашедшие в тупик по совершенно иным причинам.
По каким? Продолжим чтение "списка претензий". Вторым пунктом в нем идут финансовые услуги. Как известно, Россия согласилась пустить к себе прямые филиалы иностранных страховых компаний, что вызвало крайне жесткую реакцию рынка, и сделала уступки в банковской сфере. Мы оставили за собой право ограничивать участие иностранцев в "дочках" банков 50-процентной квотой, но одновременно обязались этой квотой никогда не пользоваться. Как дают понять источники "РГ" в Женеве, США не были окончательно удовлетворены этой уступкой.
Другое серьезное требование США - обуздать интеллектуальных пиратов. Вчера источники нашей газеты в Женеве дали понять, что "пиратский" вопрос тоже окончательно не закрыт. Видимо, по нему просто не успели принять окончательного решения: переговоры завершились раньше.
Ни слова не говорилось в эти дни о таком важном требовании США, как "согласиться на принятие обязательства о том, что госпредприятия и предприятия, контролируемые государством ("Аэрофлот", "Газпром" и другие) при работе в коммерческих секторах, осуществляли бы закупки и продажи по коммерческим принципам". Молчание выглядит загадочным и заставляет заподозрить, не был ли он предметом самых закрытых переговоров, по которому договориться не удалось? О том, что это действительно так, можно судить по одной утечке: якобы США настаивали на участии своих компаний в разработке Штокмановского месторождения, решение о чем должен принять "Газпром" (российская сторона отрицает, что эта тема связана с ВТО).
Значит ли это, что в ходе G8 было невозможно решить и эти вопросы? Не значит. Но - "руки опустились", потому что общий фон переговоров оказался неблагоприятным.
Во-первых, это заявление Грузии об отзыве своей подписи под протоколом. Во-вторых, президент США не мог не принять во внимание скептического отношения к процессу своих парламентариев, выражающих точку зрения крупного бизнеса. Наконец, в-третьих, вся сумма противоречий по вопросам мировой политики оказалась негативным фоном для подписания протокола. Источники "РГ" в Женеве вчера настаивали на том, что именно этот фактор оказался решающим.
Когда мы теперь станем членами ВТО? Нужно признать, что "новый" срок - март будущего года - мало реален. Мы могли завершить все формальные процедуры к апрелю, если бы подписали протокол с США в минувшие выходные. Если теперь подпишем в сентябре-ноябре - значит, станем членами ВТО не раньше осени 2007 года. Но это без учета Грузии, которая всегда была тяжелым переговорщиком для России. Под вопросом и позиция других стран, подписавших с нами протокол, например Евросоюза, куда главный переговорщик Максим Медведков вылетел вчера. Источники в минэкономразвития уверяют, что полет г-на Медведкова никак не связан с ВТО, тогда как независимые аналитики толкуют о желании "подстраховаться" на случай, если ЕС пойдет по грузинской дорожке. Тем временем, как отметил г-н Греф, "если мы не завершим дискуссии до весны, то начнется очередной электоральный цикл", причем и в России, и в США. Так что реально Россия вряд ли присоединится до 2009 года.
Характерный штрих: вчера минэкономразвития объявило конкурс на "обоснование позиции российской стороны на переговорах по системным вопросам". То есть министерство ищет экспертов, которые лучше других смогут доказать правоту российской позиции Западу. Тогда как, по мнению бизнеса, усилия нужно направить не на уговаривание Запада, а на выстраивание политики внутри.
Мир не готов видеть Россию в ВТО. Но и Россия, видимо, не готова в ней очутиться. С этой точки зрения нам фантастически повезло уже в который раз. Пора бы воспользоваться этим везением.
Компетентно |
Мушег Мамиконян, председатель правления Мясного союза России:
- Переговоры с США "споткнулись" о требование разрешить поставки американских мясных продуктов без аудита российскими специалистами их предприятий.
Хотя это нормальная, принятая в мире практика, когда прежде чем заключить договор на поставку ветеринарные службы принимающей стороны отправляют своих наблюдателей в государство-импортер. И те на месте убеждаются, что на предприятиях, откуда пойдет продукт, выполняются все принятые у страны-покупателя санитарно-эпидемиологические требования. Несмотря на то, что в последние годы в США наблюдалось несколько вспышек "коровьего бешенства", американцы нашего аудита не желают, утверждая, что у них все в порядке. Допускаю, что так оно и есть. Но, как известно, покупатель всегда прав.
Что же касается вопроса, не подорвут ли американские поставки положения российских производителей, то тут есть два варианта развития событий. Свинины и говядины США производят не столько, чтобы их ввоз мог обрушить российский рынок. Нашим производителям это абсолютно не страшно. А вот что касается мяса птицы, то поставки из США могут стать разрушительными для российских производителей. Об этом, вступая в ВТО, никак нельзя забывать.
Подготовила Ирина Кобылкина