По подсчетам британской энергетической комиссии, на поддержку "режима ожидания" приходится около восьми процентов электроэнергии, используемой англичанами. То есть в Англии каждый год зря расходуется количество энергии, равное годовой выработке двух электростанций. Неудивительно, что, увидев эти цифры, экономные европейцы ужаснулись и предлагают пойти на крайние меры - уничтожить пресловутую кнопочку "спящий режим" тотально, отказавшись от нее на стадии производства. Другой вопрос - насколько это реально. Во-первых, как англичане предполагают поступать с импортной техникой? Будет трудно согласовать вопрос отказа от кнопочки с иностранными производителями. Во-вторых, многие люди могут еще долго продолжать пользоваться старыми компьютерами и телевизорами.
Что же касается России, то тут, как нам сообщили в минпромэнерго, об отмене "режима ожидания" говорить пока преждевременно. Сейчас наша система энергосбережения требует не косметического ремонта, а, можно сказать, капитального. В первую очередь - в области законодательства.
- Действующий сегодня Закон "Об энергосбережении" был принят в 1996 году, и многие его нормы уже устарели. Поэтому в настоящее время наша главная задача - создать современную нормативно-правовую базу в области экономии энергии, - утверждает специалист центра общественных связей минпромэнерго Сергей Цыпленков.
В настоящее время, по словам Цыпленкова, шесть ответственных ведомств практически закончили подготовку поправок в закон 1996 года. Законопроект будет подан в Госдуму в сентябре. В нем заявлено пять базовых принципов государственной политики в области энергосбережения. Первый принцип - разграничение полномочий в сфере энергосбережения между федеральными и региональными властями, причем приоритетная роль достанется регионалам. Федеральные власти станут лишь устанавливать и контролировать разнообразные стандарты и нормативы, а также разрабатывать федеральные программы энергосбережения и давать "добро" на реализацию региональных программ.
Второй принцип гласит, что затраты на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральную и региональные программы, должны быть самоокупаемыми. Соответственно, по мере развития конкурентных отношений в энергетической отрасли объем государственной финансовой поддержки энергоэффективных проектов будет сокращаться. Логика такова: энергосбережение в конечном счете приносит выгоду прежде всего потребителям и производителям энергии. Так почему его должно оплачивать государство? Исключение планируется сделать лишь для бюджетных потребителей.
Согласно третьему принципу в России планируется расширять производство и объемы продаж оборудования, отвечающего современным требованиям энергоэффективности. Четвертый принцип - взаимосвязь решений экологических и энергосберегающих программ. Ну а пятый касается дополнительных экономических мер, призванных стимулировать россиян использовать возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива.
Естественно, помимо самих принципов, законопроект содержит механизмы, позволяющие воплотить их в реальность. Если документ покажет себя с хорошей стороны, Россия приблизится к тому, чтобы заняться латанием более мелких "дыр" потери энергии.