В интернете зарождается новая мода: мода на HDR-фотографию. Эта аббревиатура расшифровывается как High Dynamic Range, то есть "высокий динамический диапазон". А скрываются за ней яркие, насыщенные, потрясающие снимки - такие цвета не увидишь ни на обычных цифровых фотографиях, ни даже на пленке. Фотографии HDR могут оказаться даже ярче, чем реальность, доступная человеческому глазу. Термин "динамический диапазон" обозначает максимальную разницу в яркости, которую способен зафиксировать оптический прибор - обычный фотоаппарат, цифровая камера или глаз. Все знают, что при входе с солнечной улицы в темную комнату глазам надо привыкнуть, чтобы начать различать предметы в сумраке. А на ярком солнце мы не заметили бы предмет, лежащий в тени. Это и есть проявление ограниченности нашего "динамического диапазона": глаз (и обрабатывающий его сигналы мозг) не может одновременно воспринимать и освещенные, и затененные объекты. Так же ограничена - даже еще жестче - и обычная цифровая фотография. Но современные технологии позволяют обойти это ограничение и видеть мир таким, каким мы его еще не видели. HDR-картинка - это такая картинка, где нет ни черных пятен, ни белых, она вся насыщена. В принципе, технологии HDR более развиты не в фотографии, а в компьютерной графике, где источник данных - не пленка или матрица цифрового фотоаппарата, а программная модель, из которой можно "вывести" данные с любой точностью. Те, кто играл в современные игры вроде Far Cry или Half-Life2: Episode One, уже могли оценить достоинства HDR. В этих программах такое качество компьютерной графики достигается и за счет применения этой технологии. Но для фотографии HDR пока в новинку.
Технология HDR позволяет увидеть мир таким, каким мы его еще не видели
Каким же образом фотографы получают более яркий снимок, если ограничения аппаратуры остаются теми же? Очень просто: фотографируется статический объект, камера устанавливается на штатив, и делается несколько снимков с разными настройками. Например, три: обычный, слишком светлый и слишком темный. Полученные файлы загружаются в специальную программу - и вот получен HDR-файл. В обычных графических файлах каждая точка описывается 256 уровнями каждого из трех базовых цветов: красного, зеленого и синего (комбинируясь, они рождают все возможные цвета). В HDR-файле точность описания каждой точки гораздо выше, на описание каждого цвета может быть выделено не 8 бит данных (это дает те самые 256 градаций цвета), а 16 или даже 32 бита. То есть 65 тысяч или 4 миллиарда уровней цвета. Однако увидеть их на обычном мониторе ("динамический диапазон" которого тоже очень ограничен) еще нельзя, поэтому для показа HDR-файл превращают в обычную картинку при помощи сложных алгоритмов tone mapping, то есть "наложения оттенков". В исходном файле информации об изображении хранится очень много, и даже после ее огрубления результат оказывается на загляденье. В тематическом сообществе на сервере LiveJournal.com, где любители публикуют свои HDR-снимки (livejournal.com/~ru_hdr), половина работ помечена "первый опыт", и они тоже впечатляют. Хотя, конечно, никакая технология не заменит таланта фотографа. Особенно когда HDR распространится повсеместно, и яркость кадров как таковая перестанет удивлять. А ведь можно еще ожидать, что производители фототехники отреагируют на модные веяния и станут выпускать камеры, которые будут делать HDR-снимки автоматически.
Кстати, технология троекратной съемки одного пейзажа уже использовалась в России более ста лет назад - великий российский фотограф Прокудин-Горский делал так первые цветные кадры, когда "цветного" фотохимического процесса еще не существовало. Он делал три черно-белых снимка с цветными светофильтрами. И совмещал их при показе, получая цветную картинку. С императорским благословением и светофильтрами Прокудин-Горский объехал всю Российскую империю. Во время революции его снимки попали за границу, где были проданы наследниками и попали в библиотеку Конгресса США. Современные технологии позволили сделать цветные карточки из исходных черно-белых материалов, результатами можно полюбоваться в Интернете (loc.gov/exhibits/empire/empire-ru.html). Эти фотографии, кстати, тоже ярче и интереснее, чем современные цветные фото, - ведь в исходных снимках тоже было больше данных об изображении.