В Ярославле студент покончил с собой из-за пристрастия к игровым автоматам

Спор вокруг рулетки

Едва став губернатором Ивановской области, нынешний руководитель региона Михаил Мень заявил, что не допустит превращения текстильного края  в некую разновидность Лас-Вегаса (установив минимальные ставки по налогам, местные законодатели прошлого созыва, действительно, переусердствовали в привлечении в регион игорного бизнеса). Однако разработанный по его поручению законопроект о правилах размещения рулеток и игровых автоматов, ставший в конце апреля областным законом, оказался камнем преткновения между властью и бизнесом.

Отрицательную экспертную оценку закону "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" дало местное управление юстиции. А областная прокуратура и вовсе направила кассационное представление в Верховный суд, где оспаривает несколько  ключевых его статей.

По   мнению юристов, этот закон принят с  явным превышением полномочий. Предусмотренный в нем запрет на размещение игорных заведений в жилых домах, на вокзалах и в магазинах, по соседству с учебными и медицинскими учреждениями (устанавливается также минимальная площадь игрового зала в  80 квадратных метров, а казино - в 400) не подкрепляется соответствующими нормами федерального законодательства,  а следовательно, должен быть отменен. И в некоторых регионах (в Белгородской и Владимирской областях, республиках Карелия и Северная Осетия), кстати, уже имеются прецеденты отмены таких законов Верховным судом, как не соответствующих Конституции.

Правда, Ивановский областной суд предпринимателей-игровиков в их требованиях об отмене закона не поддержал. Но те подали апелляцию в высшую судебную инстанцию - Верховный суд - и она готовится там к рассмотрению. Однако исполнительная ивановская власть вердикта суда дожидаться не стала. И как только истекли три месяца, отведенные предпринимателям на приведение их игорного бизнеса  в соответствие с требованиями нового областного закона (произошло это 15 августа), организовала серию проверок,  результатом которых и стало прекращение деятельности каждого второго игорного заведения из тех, в которых побывала межведомственная комиссия. В Иванове приостановлена работа сразу 30-ти игорных заведений.

Ивановский бизнес, однако, тоже не лыком шит - твердо намерен заявить о своих убытках. А поскольку хозяева игорных заведений уже заплатили налоги на месяц вперед, несут убытки по арендной плате, содержанию персонала и, естественно, из-за недополученной прибыли - все это, в итоге, может вылиться в судебные требования таких компенсаций, что областному бюджету мало не покажется.

Впрочем, он, бюджет, неизбежно пострадает и без ожидаемых  судебных исков. По мнению директора областной ассоциации игорного бизнеса Инессы Удаловой, если драконовский закон местные власти не смягчат, с ивановского рынка уйдет не менее половины игроков. В результате  из-за "чистки рядов" в игорном бизнесе областная казна получит по налогам только 60 с небольшим миллионов рублей вместо ожидаемых 230-ти.

За пятый километр

В Ярославле аналогичный законопроект только в сентябре будет вынесен на итоговое обсуждение депутатов областной думы. К первой редакции этого документа, подготовленной одним их областных законодателей, было много вопросов как у коллег, так и у юристов. В частности, в ней предлагалось все объекты игорного бизнеса переместить как минимум за пять километров от городской черты, что само по себе незаконно. К тому же у многих владельцев игорных заведений есть лицензии, срок действия которых закончится только через три года. Словом, после двух обсуждений в стенах думы к шести пунктам законопроекта уже добавилось 30 поправок.

Между тем количество игровых заведений в Ярославле уже вызывает социальное напряжение. В области насчитывается более 2600 игровых автоматов, и на азартные увлечения "подсаживается" все больше ярославцев. Местная  общественность 19 июля даже вышла публично выразить свой протест по поводу увеличения игорных заведений и их негативного воздействия на психику, да и на кошелек игроков. Игра является для азартных людей своего рода наркотиком, ставшим уже причиной трагических случаев. Так, именно долг игровому автомату толкнул на суицид студента одного из ярославских университетов. Молодой человек написал об этом в своей предсмертной записке. 

Профессиональный интерес к игровым автоматам проявляет и прокуратура. Как сообщил "РГ" заместитель прокурора Дзержинского района Ярославля Андрей Травкин, в прокуратуру поступила информация о том, что автоматы перепрограммируют. На предприятиях, где производятся "ловушки для азартных", они программируются на максимальный собственный доход - 5 - 7 процентов, и около 90 процентов игровых денег должен получить игрок. Реально эти проценты распределяются иначе.

А пока ситуация с игорным бизнесом остается неразрешенной дилеммой: с одной стороны, от подобных заведений идут налоги в бюджет, с другой - тощает кошелек граждан. С одной стороны - разумными выглядят устанавливаемые местными властями ограничения на размещение игровых заведений в городе, с другой - есть федеральный закон, который не позволяет этого делать. С одной стороны - у населения должна быть свобода выбора досуга и развлечений, с другой - эта свобода оборачивается для некоторых полной психологической зависимостью.

   КОММЕНТАРИЙ

Елена Демина,

психолог Ярославской областной клинической наркологической больницы:

Основной поток пациентов, страдающих лудоманией (от латинского слова "ludus" - игра - один из видов психического заболевания), пошел в течение двух последних лет, раньше такие случаи были единичными. Сейчас в течение недели бывает 2 - 3 звонка с просьбой о помощи, а сколько не позвонивших… Самое грустное, что большинство и ограничивается телефонным разговором. А ведь игровая зависимость - состояние хроническое, происходят необратимые изменения в сфере влечений, эмоционально-волевой, мотивационной сфере. Чтобы научиться полноценно жить без азартных игр, надо найти альтернативу игре, это требует длительной работы с пациентом. Кстати, в зрелом возрасте жертвами игровых автоматов чаще становятся женщины, чем мужчины. В молодости же этому больше привержены мужчины. Что касается подростков, считаю, что им вообще нельзя позволять играть на деньги: они не могут прогнозировать долгосрочные последствия своего поведения, у них нет жизненного опыта.