30.08.2006 02:00
    Поделиться

    Россию вытесняют с музыкального интернет-рынка

    Западные монополисты вытесняют Россию с музыкального интернет-рынка

    В частности, речь идет о регулировании деятельности распространителей музыкальной продукции в "паутине". Последствия нововведений могут оказаться самыми неожиданными, и потому тема обрела сегодня особую остроту и для "продавцов", и для "покупателей" музыки в сети.

    По мнению эксперта Комитета по электронной коммерции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Станислава Петровского, новые поправки закона об авторских и смежных правах вводятся, в первую очередь, с целью пресечения реализации в Интернете контрафактной продукции. "С точки зрения развития законодательства об интеллектуальной собственности, для нас это серьезное достижение", - убежден эксперт.

    Тем не менее, считает Петровский, здесь есть и один серьезный нюанс. "В последнее время в публичном пространстве настойчиво проводится мысль о том, что вся музыка в российской сети "пиратская". Утверждать так на самом деле не только некорректно, но и чревато серьезными последствиями. Под клеймом "пират" с музыкального интернет-рынка могут быть вытеснены как подлинные "пираты", так и легальные конкуренты, что уже, кстати, происходит". Причем вытесняют их не собратья по Рунету. По мнению эксперта, уже сегодня нужно говорить об угрозе вторжения в российское интернет-пространство ведущих западных бизнес-структур. К чему это может привести?

    Взлет цен на треки

    Во-первых, для отечественного потребителя музыкальной продукции из Интернета с приходом крупных западных компаний на российский рынок начнется "эра западных цен". Если сегодня за каждый скачанный трек в сети пользователь платит в среднем десять центов, то в будущем для него это выльется уже в доллар за композицию. Будут ли в России покупать музыку по такой цене? Ответ на этот вопрос не волнует Международную федерацию производителей фонограмм (IFPI) - организацию, представляющую интересы ведущих западных рекорд-лейблов (Sony BMG, Universal, Warner Music, EMI и др.). "Мы же никого не заставляем покупать. Мы требуем, чтобы не продавалась пиратская продукция. А будет ли продаваться наша, переживать не надо. Если кому-то надо послушать бесплатно - есть радио", - заявил в одном из интервью представитель IFPI Игорь Пожитков.

    "Нечистоплотный" расчет мейджоров прост. Сначала IFPI объявляют, что вся музыка в сети - "пиратская" (это сегодня уже и имеет место), а расценки за трек в Рунете не устраивают правообладателей. Вследствие этого сайты, чаще всего, успешные, абсолютно легальные российские компании, попавшие под "раздачу" и аппетиты западных монополистов, сходят со сцены отечественного рынка. Затем вводятся западные расценки.

    На мировом музыкальном рынке ценовая политика членов IFPI уже неоднократно привлекала внимание представителей закона. А в конце прошлого года генеральный прокурор Нью-Йорка Элиот Спитцер инициировал специальное расследование в отношении крупнейших звукозаписывающих компаний по поводу завышенных цен на продажу музыки именно в Интернете. Высокие цены на треки фактически загнали большую часть пользователей в пиринговые сети, где музыкой можно обменяться бесплатно. По оценкам самой IFPI, обмен музыкальными файлами в денежном эквиваленте за 2005 год составил примерно 60 миллиардов долларов.

    Принудительная музыкальная экспансия

    Вторая опасность, подстерегающая отечественный интернет-рынок, - вытеснение менее защищенных российских компаний, не обладающих финансовыми возможностями своих иностранных конкурентов. Следствием этого может стать монополизация западными структурами этого крупного сегмента Рунета. Для страны это утрата контроля над одним из центральных ресурсов информационного рынка и угроза информационной безопасности.

    IFPI уже вытесняет россиян из Интернета. Именно по жалобам федерации в Москве не раз проводились рейды по зачистке музыкального рынка. При этом в сети почему-то попадали не только продавцы контрафакта, но и легальные интернет-магазины, сайты которых в таких случаях закрывались, а их музыкальные серверы конфисковывались.

    Как пишут электронные СМИ, дошло до того, что подавался даже иск в связи с распространением музыкальных записей через Интернет на сайте AIIOfMP3.com, но в возбуждении дела было отказано за отсутствием состава преступления.

    Комментируя эту ситуацию для "РГ", президент Ассоциации по проблемам интеллектуальной собственности (АПИС) Андрей Лещиков подчеркнул, что "все обвинения со стороны международных организаций в нарушении российскими участниками рынка авторских прав зарубежных исполнителей несостоятельны". "Совершенно непонятно, на чем основаны требования западных корпораций закрыть некоторые ресурсы, -сказал Лещиков. - Если их деятельность соответствует российскому законодательству и если в российском суде не доказано обратное, какие могут быть вопросы?"

    По оценкам экспертов, сегодня перспективный российский музыкальный рынок уже достиг объема в 1,5 миллиарда долларов. Более чем привлекательный для экспансии сегмент мирового рынка, который мейджоры элементарно... проспали. Понятно, что за такие деньги можно выступить борцом за что угодно, например, за авторские права.

    Правда, у себя на родине, сообщил С.Петровский, эти поборники защиты авторских прав нередко сами выступают в роли нарушителей законов. "Звукозаписывающие компании не раз попадались как нарушители, например, как обычные взяткодатели", - рассказывает эксперт. Так, недавно российские СМИ, со ссылкой на BBC, сообщили об обвинениях в адрес крупнейшей американской радиокорпорации Enterkom Communications в незаконном получении денег со звукозаписывающих компаний за появление в эфире песен тех или иных исполнителей. А в прошлом году Sony BMG и Warner Music Group заплатили штрафы, на 10 и 5 миллионов долларов соответственно, за то, что платили различным радиостанциям за появление в эфире песен своих исполнителей.

    Отечественная музыка под угрозой

    Наконец, третья серьезная проблема духовного плана - утраченная национальная самобытность. Культурный ущерб от захвата мейджорами российского рынка выразится в уничтожении огромного пласта национальной музыки от современных течений до культурного наследия россиян. Взамен мы получим суррогатный сплав современной западной музыкальной культуры, зачастую весьма сомнительного качества, афро- и латиноамериканской музыки, которая по большей части представляет собой безликие "однодневки" - образцы бессодержательного речитатива и нескольких нот. К тому же на своих сайтах рекорд-лейблы разместят (как они уже это сделали на крупнейшем в мире музыкальном портале Apple iTunes) композиции только своих авторов. Независимые и, чаще всего, не обладающие достаточным количеством средств для раскрутки авторы не смогут найти своего слушателя. А в ХХI веке именно Интернет, как ничто другое, обеспечивает для различных социальных слоев общества равные возможности приобщения к произведениям культуры.

    Оценивая сложившуюся ситуацию, российские участники рынка делают выбор в пользу разработки конструктивной, легальной стратегии действий. По мнению Хайка Минасяна, эксперта Центра изучения региональных проблем, если пойти "по пути жесткого преследования сайтов, это может вызвать волну "подпольного сопротивления" в виде бурного роста обменных сетей - типичного способа незаконного использования музыкальной продукции". Ни к чему, кроме увеличения пиратства, а следовательно, отката назад в области защиты авторских прав, это не приведет.

    Поделиться