Цены обязательной автостраховки "скорректируют вверх"
По его словам, речь идет о выявлении сговора страховщиков брокерами и агентами, которые при продаже полисов предоставляют различные скидки. По данным службы, незаконные скидки составляют от 5 до 20 процентов стоимости полиса, причем в основном предоставляются именно посредниками.
Теоретически у страховщика есть возможность снижать стоимость полиса в рамках 20 процентов, пояснил Кашеваров, потому что эти проценты в структуре тарифа приходятся на расходы по организации ОСАГО. Страховщик может снизить свои расходы и предоставить скидку при продаже полиса, но непонятно откуда берутся возможности снижения стоимости полиса у посредников. По мнению ФАС, чаще всего посредник действует в интересах страховщика, но доказать такой "сговор" весьма сложно, поскольку у службы нет права для розыскной деятельности.
Тем временем глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев предложил ввести "ценовой коридор" для полисов по ОСАГО "с коррекцией вверх". Предложение прозвучало вчера на совещании в ФАС. Оно заключается в следующем: необходимо определить жесткий перечень услуг по ОСАГО и в соответствии с этим рассчитать тариф, а при предоставлении дополнительных услуг страховщик должен иметь возможность его повысить. Тогда будет иметь место "ценовая и качественная конкуренция", считает Ломакин-Румянцев, и это благотворно отразится на страховом рынке. При этом он уточнил, что Росстрахнадзор предлагает не повысить "базовый" тариф, а дать страховщику право самому повышать стоимость страховки.
Напомним, что ранее ФАС предложила ввести "ценовой коридор" стоимости полисов в 20 процентов от существующего тарифа. Ее планы либерализации рынка ОСАГО таковы: 80 процентов ставки тарифа (часть страховой премии, предназначенная для выплат по обязательствам страховщика) оставить неизменной, а 20 процентов "нагрузки" (части страховой премии, идущей на расходы по страхованию) разрешить использовать по своему усмотрению, например, предоставлять скидки.
Замруководителя ФАС заявил, что предложения Росстрахнадзора будут приняты и на их основе разработаны документы по либерализации рынка "автогражданки": "В любом случае мы придем к тому, что придется изменять тарифы с учетом растущей инфляции, поэтому будет целесообразно не банально повысить тарифы, а ввести ценовой коридор". Такой ценовой коридор, по мнению ФАС, может быть введен уже в середине 2007 года.
Между тем президент РСА Андрей Кигим считает, что либерализация тарифов по ОСАГО пока преждевременна. По его мнению, в условиях, когда повышаются требования для страховщиков по формированию резервов, "освобождение" тарифов может привести к массовому уходу страховых компаний с рынка и спровоцировать кризис ОСАГО.
По мнению специалистов РСА, российский рынок автострахования еще слишком "молод" и не готов к подобной либерализации. К примеру, в Германии свободные цены в автогражданке появились лишь через 15 лет, когда рынок более-менее устоялся. Поэтому введение ценового коридора - "вопрос завтрашнего дня", считают в РСА. Однако не исключают возможности проведения такого "либерального эксперимента" в отдельном регионе страны, чтобы посмотреть, как это отразится на состоянии страхового рынка, в частности, на выплатах по ОСАГО.
Тем временем в региональных отделениях РСА отмечают, что сейчас происходит увеличение объема страховых выплат в отношении к страховым взносам. И ожидают в связи с этим "пик убытков" страховщиков ОСАГО. По подсчетам специалистов РСА, у некоторых страховщиков выплаты и сейчас доходят до своего предела.