13.09.2006 02:30

Владимир Соловьев: Запретить "Газели" и обязательно пристегиваться

Корреспондент "РГ" спросила известного телеведущего, как изменить положение на дорогах.

 - Ситуация с нашим дорожным движением - это большая проблема. На мой взгляд, система безопасности делится на три составляющие: человек, дорога и автомобиль. И по поводу каждого из этих пунктов существует множество нерешенных вопросов. Что касается человеческой психологии, то даже если штрафы на дорогах существенно повысят, и сотрудники ГИБДД продолжат брать взятки, то все равно для водителей это будут очень существенные суммы, и они станут воздерживаться от нарушений. Это - хорошо.

Если говорить о транспортных средствах, то автомобили российского производства уже сами по себе способствуют тому, что водители на дороге рискуют своей жизнью. В нашей стране создают машины, которые не соответствуют международным стандартам. И, когда они участвуют в ДТП, все направлено на то, чтобы водитель в полной мере почувствовал себя уязвимым. У отечественных авто нет мягких щадящих бамперов. Даже нет ремней, чтобы сзади укрепить детское сиденье в положенном месте. Список недостатков можно перечислять до бесконечности. Но все изменения, которые касаются автотранспорта, необходимые нормы в законодательстве невозможно провести из-за мощного лобби. У нас есть лоббисты, которые занимаются автопромышленностью. Это те крупные предприниматели, которые не любят, когда их называют олигархами, интересы которых - в автомобильной промышленности. Им проще не повысить качество производимых автомобилей, а продавить нужное решение.

Третья составляющая - дорога. Посмотрите, что происходит при лобовых ударах, а большинство таких аварий с летальным исходом. Движение должно быть разделено. Но куда тогда денется разделительная полоса, предназначенная для машин с мигалками? Кто же ее уберет?

Кто-нибудь отслеживает состояние наших дорог, следит за открытыми люками? Формально, конечно, организации существуют, но, когда происходят ДТП, крайним оказывается водитель с его уровнем культуры.

Сохранить множество человеческих жизней на самом деле очень просто. Две вещи, которые нужно сделать в первую очередь, - запретить использовать "газели" в качестве маршрутных такси и заставить водителей и пассажиров пристегиваться. Уже будет проще. А чтобы не гибли пешеходы, нужно разводить их и автомобильное движение. Делать наземные и подземные переходы, ставить, где необходимо, лежачие полицейские. В местах, в которых все это есть, и человеческих жертв меньше. Нужно продумать и систему наказания пешеходов, которые выскакивают на дорогу и перебегают улицу в неположенном месте.

Если повсюду на дорогах поставят видеокамеры, будет очень хорошо. Потому что, кроме наведения порядка на дорогах, это еще и приведет к сокращению уличной преступности. Меньше станет подстав на дорогах, барсеточников.

Я был у генерала Сергея Казанцева в Московской ГИБДД и видел там специальное помещение, где выведены экраны, отражающие дорожную ситуацию. Операторы следят за изображением и могут принимать срочные меры. И действительно помогает.

А по поводу новой программы - я очень хорошо отношусь к Рашиду Нургалиеву, он - профессионал. Есть у нас среди министров такие крепкие профессионалы. Просто сама система - косная. И, чтобы что-то изменить, требуется сильная общественная позиция, а также - понимание и влияние президента. Иначе не отсечь мощных лоббистов.

Записала Сусанна Альперина