Катастрофа вертолета Ми-8 не была терактом

 ЧП произошло в районе поселка Южный, что в окрестностях Владикавказа. Вертолет, на борту которого находились 15 человек, поднялся в небо приблизительно в 17.20 с окраины селения Гизель, где расположен военный аэродром. Конечной точкой его маршрута была главная база Объединенной группировки войск на Северном Кавказе в Ханкале. Генералы и офицеры, летевшие в Ми-8, входили в инспекцию службы тыла Министерства обороны РФ. Они намеревались провести плановую проверку воинских частей, находящихся в Чеченской Республике. Как рассказал корреспонденту "РГ" пресс-секретарь 58-й армии Александр Коваль, инспекция была рядовой и посвящалась подготовке к зиме.

Спустя несколько минут после взлета вертолет упал в нескольких километрах от населенного пункта. Сигнал об этом поступил на пульт МЧС в 18.10. Медики и пожарные прибыли на место катастрофы через полчаса. Спасательную операцию в горном районе осложняли наступившие сумерки и сгустившийся туман. Сразу из-под обломков полностью сгоревшего вертолета удалось извлечь тела только трех погибших, а также четверых раненых. В тяжелом состоянии в военный госпиталь Владикавказского гарнизона госпитализировали заместителя командующего СКВО по тылу генерал-лейтенанта Алексея Шерешкова, полковника службы тыла Минобороны России Сергея Дунаева, начальника вещевой службы тыла СКВО Алексея Кнутова и командира экипажа вертолета подполковника Александра Свиридова.

Одиннадцать высокопоставленных офицеров Северо-Кавказского военного округа и Министерства обороны РФ погибли.

Вчера были найдены "черные ящики", которые могут пролить свет на причины трагедии.

   ВЕРСИИ

Тимофей Борисов, Игорь Елков

Сразу после трагедии с сенсационной новостью выступил интернет-портал террористов "Кавказ". По версии экстремистов, Ми-8 с генеральской инспекцией на борту был сбит.

В подтверждение авторы заявления представили ссылки на недавние угрозы некоего осетинского джамаата Катаиб аль Хоул в адрес военных. В этом сообщении, появившемся на сайте боевиков 7 сентября, указывалось на то, что невесть откуда появившиеся "осетинские боевики" планируют не только наземные операции. Они утверждали, что располагают полетными картами базирующейся в Осетии авиации, что им известны все аэродромы, с которых поднимаются в воздух военные самолеты и вертолеты. Что уже в этом году Осетия перестанет быть безопасным воздушным пространством.

Вообще-то местоположение аэродромов в регионе ни для кого никогда не было секретом. Боевики явно блефуют, играя на совпадении по времени своих словесных угроз и катастрофы вертолета. Тем более что когда у боевиков действительно имеются информационные и военные ресурсы для уничтожения российских военных VIP-вертолетов, теракты они совершают, не предупреждая о своих намерениях.

И все же странное совпадение по срокам угроз и реальной трагедии действительно настораживает. Тем не менее следствие пока придерживается иной, нетеррористической причины крушения.

В ФСБ России, куда обратился наш корреспондент, также не подтвердили версию теракта. В самой Северной Осетии информированные источники, близкие к спецслужбам, корреспонденту "РГ" сообщили, что свидетели не слышали ни одного выстрела перед падением вертолета. Стрельбы не было, не было и обстрела генеральского Ми из переносного зенитно-ракетного комплекса. Никто следов от пуска ПЗРК не наблюдал.

Правда, наши источники допускают некую связь угроз террористов с крушением вертолета. Компетентные органы, безусловно, заметили публикацию боевиков от 7 сентября и могли предупредить пилотов об угрозах террористов. Возможно, поэтому вертолетчики и летели так низко над землей: инфракрасная головка самонаведения ракетного комплекса, как известно, хуже захватывает низколетящую цель. Этот режим полета на экстремально низкой высоте, который вынужденно выбрали пилоты, и мог стать причиной катастрофы.

- Это не теракт, - заявил вчера военный прокурор Северо-Кавказского военного округа генерал-майор юстиции Владимир Милованов. - Уголовное дело прокуратура возбудила по статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть человека.

По мнению командующего Северо-Кавказским военным округом Александра Баранова, наиболее вероятная версия трагедии, разыгравшейся в минувший понедельник, такова: Ми-8 летел в условиях пасмурной погоды и низкой облачности и врезался в верхушки деревьев на склоне горы. Вертолет после падения развалился на две части - фюзеляж и хвост, произошло возгорание.

   КОМПЕТЕНТНО

 Сергей Птичкин

Первый Ми-8 поднялся в воздух в далеком 1962 году, а сорок один год назад вертолет приняли на вооружение и начали производить серийно сразу на нескольких авиастроительных предприятиях СССР.

Сорок лет - более чем почтенный возраст для любого летательного аппарата, и практически все ровесники Ми-8 уступили место в небе более современным моделям. Однако конструкция этого вертолета оказалась столь удачной, что выпуск его не только не прекращался, но в последние годы даже увеличился. Связано это с ростом экспортных заказов.

За несколько десятилетий выпущено более 12 тысяч вертолетов Ми-8 самой различной модификации. Последняя и самая глубокая модернизация машины была проведена в 1991 году и получила наименование Ми-8МТ (в экспортном исполнении - Ми-17).

По критерию цена-качество Ми-8 в любых модификациях не имеет равных в мире, поэтому и пользуется особой популярностью за рубежом. Машина очень вместительная - может перевозить до 32 бойцов с вооружением или 4000 кг груза. Достаточно скоростная (до 260 км/час), летает на дальность до 1200 км, удобная в управлении и неприхотливая в обслуживании. К сожалению, именно неприхотливость и надежность Ми-8 сейчас оказывают прекрасной машине дурные услуги.

Основная масса вертолетов, находящихся в войсках, выпущена на рубеже восьмидесятых- девяностых годов. Немало машин, которые воевали еще в Афганистане. И самые капитальные ремонты не в состоянии остановить их естественное старение, тем более что они действительно пашут в небе по-черному. Если же говорить о машинах, работающих в горах, то их износ идет ускоренно, так как слабое место Ми-8 - растущая перегрузка силового агрегата и основного редуктора на высотах свыше двух километров над уровнем моря.

Другая проблема - падение общей профессиональной подготовки летчиков. Если в Афганистане советские пилоты боевых и транспортных Ми показывали просто чудеса летного мастерства, то сейчас военные летчики допускают все чаще ошибки, непростительные даже для курсантов военных училищ. То же относится к пилотам гражданских Ми-8.

В итоге всего этого аварии и катастрофы лучших по своей изначальной конструкции вертолетов в мире именно в нашей стране стали происходить с угрожающе растущей частотой.

Если в 2000 году аварию без жертв потерпел один Ми-8, то уже в следующем году разбились, в том числе с человеческими жертвами, 7 машин.

В 2002 году в результате катастрофы Ми-8 в Чечне погибли 14 человек, среди которых были заместитель главы МВД России генерал-полковник Михаил Рудченко, зам. главкома внутренних - войск МВД России генерал-лейтенант Николай Гаридов и другие высокопоставленные офицеры МВД России. В том же году, 28 апреля, на упавшем Ми-8 разбились насмерть семь человек, среди них - губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Всего же за 2002 и 2003 годы упало не менее шести Ми-8.

В 2004 году потерпели аварии и катастрофы 11 вертолетов. В 2005 году, по сводным данным ВВС и МАК, на территории РФ и стран СНГ в аварии и катастрофы попали не менее десяти Ми-8.

Расследование причин катастрофы, случившейся в понедельник на окраине Владикавказа, только началось, но уже самой вероятной версией становится не теракт, не обстрел вертолета боевиками, а техническая неисправность. Если эта версия подтвердится, то выводы придется делать не только тем, кто отвечает за проведение антитеррористической операции на Северном Кавказе, но и тем, кто обеспечивает материально-техническую поддержку армии, в том числе по линии ВВС.