14.09.2006 02:40
Поделиться

Виктор Зубков просит разрешить блокировать счета фирм-однодневок

Как пояснил Виктор Зубков, процесс обналичивания обычно происходит через несколько фирм, и сами по себе эти операции не являются противозаконными. И сегодня все эти схемы просто фиксируются МВД и ФНС без ущерба для организаторов, поэтому Росфинмониторинг предлагает принять закон, который позволил бы чиновникам блокировать эти деньги, не давая им "уйти" в офшоры.

По мнению главы службы, основанием для ареста счета может стать "подозрение в отмывании доходов, полученных преступным путем". Срок ареста предлагается 30-45 дней, за которые правоохранительные органы смогли бы разобраться в происхождении денег. Но сначала, по словам Зубкова, Россия должна присоединиться к Варшавской конвенции Совета Европы о противодействии отмыванию преступных доходов, которая предусматривает подобный закон.

Казалось бы, если по действующему закону Росфинмониторингу уже разрешается блокировать сотни счетов лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, то почему бы не разрешить "замораживать" и счета, связанные с "обналичкой"? Да потому, например, считают некоторые эксперты, что значительная часть "теневых" денег связана с вполне добропорядочными предприятиями высокотехнологичного сектора, которые не могут себе позволить платить работникам "белую" зарплату. И причина кроется в несовершенном налоговом законодательстве, которое забирает у людей львиную долю их "интеллектуальных" доходов. Поэтому, считают эксперты, если дать чиновникам возможность "разобраться с однодневками", то они наломают кучу дров, похоронив зачатки высокотехнологичной отрасли в стране.

К тому же, по словам самого Зубкова, Росфинмониторинг и без того весьма успешно выявляет подозрительные финансовые схемы и передает информацию в правоохранительные органы. Только за восемь месяцев 2006 года "по наводке" финразведчиков было возбуждено 1050 дел. А в прошедшем году 108 дел, в основном связанных с банками, было передано в суд. По информации главы службы, это были преимущественно преступления с применением "серых" финансовых схем: фиктивный импорт, перевод денег в офшоры и контрабанда. А в некредитных организациях - ломбардах и казино - сотрудники службы в прошлом году провели 1300 проверок, и почти все они, как сообщил Зубков, заканчивались тем, что на виновников налагался штраф. Так зачем же службе мониторинга понадобились еще и полномочия карательных органов?

Ведь совсем недавно депутаты Госдумы "забраковали" "карательные" поправки в закон о банковском деле, позволяющие банкирам блокировать счета клиентов, занимающихся (а не подозреваемых!) отмыванием денег, сочтя эти меры "драконовскими".

Между тем "кризис доверия" на рынке межбанковского кредитования в 2004 году, по мнению аналитиков, был спровоцирован именно высказываниями о наличии "черных списков" банков. Тогда оказалось достаточно, что Центробанк просто не стал опровергать слова Зубкова, и рынок межбанковского кредитования "закрылся". Напомним, что в результате событий лета 2004 года банковский сектор уменьшился сразу на несколько десятков банков. Однако, как выяснилось, сами банкиры вовсе не против инициативы финансового разведчика.

   Компетентно

Ольга Масленникова, вице-президент Ассоциации региональных банков России:

- Теоретически такая инициатива Росфинмониторинга выглядит неплохо, и ничего страшного для банковской системы я здесь не вижу. Ведь в первую очередь от фирм-однодневок, отмывающих деньги через банки, страдают сами банкиры, у которых Центробанк за это отзывает лицензии. К тому же у банкиров сегодня нет практически никакой законной возможности бороться с такими операциями.

Однако здесь не совсем понятна формулировка "по подозрению". Ведь так можно блокировать счет практически любого клиента. С такой формулировкой инициативу Зубкова не поддержат не только банкиры, но, я думаю, и депутаты Госдумы. Поэтому в законе, если таковой появится, нужно четко прописать основания, на которых служба мониторинга может приостановить операции по счету.

Но еще лучше было бы просто дать полномочия банкирам самим бороться с однодневками, разрешив им если не блокировать, то хотя бы отказывать в открытии счета и снятии средств подозрительным клиентам и расторгать с ними договор в одностороннем порядке.

Такой законопроект уже существует, и глава Росфинмониторинга, кстати, его поддержал. Но если не пройдут поправки банкиров, то, может, хоть у Росфинмониторинга что-нибудь получится. Потому что рано или поздно проблему фирм-однодневок надо решать радикально.