Эта мера призвана ограничить объем незаконных операций с обналичиванием денег. Представители Росфинмониторинга предлагали ввести соответствующие изменения в Гражданский кодекс еще весной этого года. Но теперь, когда борьба с "черным налом" объявлена важнейшей задачей финансовых властей и правоохранительных органов, идею с установлением порога для "налички" могут поддержать. К тому же представители "финансовой разведки" входят в состав специальной межведомственной рабочей группы, созданной по поручению президента для наведения порядка в банковской сфере.
С тем, что проблему "обналички" надо решать на законодательном уровне, согласны и в банковском сообществе. Сейчас банкиры работают в соответствии с законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Но его положений явно недостаточно. И "финансовая разведка" предлагает расширить "противоотмывочные" нормы. Некоторые идеи находят поддержку и в среде банкиров.
Так, по мнению Ассоциации российских банков, вполне можно согласиться с идеей Росфинмониторинга - предоставлять банкам право на месяц блокировать счета клиентов, заподозренных в неблагонадежности. В течение этого срока с информацией, поступившей из банков, должны будут поработать специалисты из "финансовой разведки" и выяснить, оправданы ли подозрения. Эта норма, кстати, содержится в Варшавской конвенции Совета Европы, посвященной борьбе с отмыванием денег. А в последнее время российские власти заговорили о желании присоединиться к этому международному документу.
Не исключено, что по рекомендации Росфинмониторинга банкам разрешат в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета без объяснения причин. К такой мере банкиры опять же смогут прибегать, если проводимая клиентом операция является, на их взгляд, сомнительной.
Но не все так просто, считают в АРБ. И самая главная проблема - пока банкирам так никто и не объяснил, какие операции следует относить к "сомнительным". Даже при выполнении действующего "противоотмывочного" законодательства они постоянно вынуждены консультироваться с Центробанком и Росфинмониторингом. К тому же, как говорят специалисты, до сих пор некоторые положения существующего закона не действуют в полной мере. Так, например, правоохранительным органам предписывалось создать базу "плохих" паспортов. Ведь именно на документы умерших граждан, а также утерянные документы чаще всего и создаются фирмы-однодневки, которые путем многоходовых операций занимаются "обналичкой". И если бы информация о "плохих" документах существовала в обобщенном виде, с "обналичкой" можно было бы покончить значительно быстрее. Ведь схема, поясняют эксперты, применяется довольно простая - предприятие, если оно хочет уйти от налогов, должно обнулить прибыль. Для этого ее списывают на расходы - например, на оплату деятельности фиктивных партнеров, в качестве которых выступают фирмы-однодневки. А для их регистрации и используются, в свою очередь, "плохие" паспорта. Если все они будут занесены в базу, то подставную фирму нельзя будет зарегистрировать.
Между тем, надеется первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, база фальшивых паспортов может появиться в России уже через полгода. По словам Медведева, локальные базы уже существуют и их надо лишь объединить. "При той вычислительной технике, которой обладает МВД, это работа на месяц", - заметил Медведев. Он считает, что в этом случае возможности, которые используются сейчас махинаторами, будут исключены на 90 процентов. И в итоге "криминальная наличка сделается безумно дорогой операцией". "И, может быть, даже бандиты, оставаясь бандитами, откажутся от этой операции", - строит оптимистичные прогнозы депутат. При этом доход государства, теряющего из-за "обналички" на уплате налогов, заметно вырастет. Конкретные суммы потерь вряд ли известны и экспертам, и правоохранительным органам. Но подобные операции, замечает Медведев, позволяют уводить от налогообложения "очень большие суммы денег".