Автопром взбудоражен слухами о слиянии "Форда" и "Дженерал моторс"
Двум самым крупным в мире автомобилестроительным корпорациям - "Дженерал моторс" и "Форд мотор" - сейчас не везет. Их руководство предпринимает отчаянные усилия по выходу из глубокого финансового кризиса, обусловленного резким сокращением продаж производимых ими автомобилей на американском рынке и агрессивным наступлением японских и европейских производителей.
Недавно "Форда", являющаяся символом американской моторизации, победила, как говорится, на собственном дворе "Тойота". Первое полугодие концерн закрыл с потерями, исчисляемыми в 1,4 миллиарда долларов. Высокие цены на бензин отбили охоту у клиентов США приобретать внедорожники, которые приносили наибольший доход.
Мировой лидер по продажам "Дженерал моторс" тоже в трудном положении. В прошлом году компания продала 9,17 миллиона автомобилей, продолжая оставаться крупнейшим мировым производителем. Однако за последние пятилетие ее акции упали на 53 процента, а убытки продолжали нарастать. В 2005 году выручка составила 192,6 миллиарда долларов, а чистый убыток - уже 10,6 миллиарда долларов.
Однако не в характере американцев ждать, когда разразится глубокий кризис. Безвыходных ситуаций не бывает. "Форд" решился на шоковую терапию. Работу потеряет, как объявлено на прошлой неделе, треть администрации концерна. Среди чиновничьего люда, конечно же, паника: ведь в первом квартале были уволены 4000 "белых воротничков". Теперь с работой распрощаются еще 10 тысяч служащих - в сумме одна треть администрации концерна. Однако это лишь одно из лекарств. К 2008 году планируется закрыть в Северной Америке 16 заводов, хотя ранее предусматривалось ликвидировать к 2012 году 14 предприятий. Сейчас точно неизвестно, сколько людей потеряют работу. Сперва уведомления об окончании контрактов были вручены 30 тысячам рабочих, объединенных в профсоюзах. Теперь говорят о 75 тысячах. Обещают, что уволенным выплатят 140 тысяч долларов вознаграждения.
Под нож попадает даже "родовое серебро". "Форд" ищет, кто приобретет спортивный "Астон Мартин", который был культовым автомобилем в фильмах-приключениях о Джеймсе Бонде. Однако из продаж исключается не менее знаменитый "Ягуар".
Увольнение и закрытие заводов должны принести концерну 5 миллиардов экономии ежегодно начиная с 2008 года. Однако "Форду" будет трудно добиться доброжелательности со стороны инвесторов. Концерн отказался выплатить дивиденды за первый квартал нынешнего года и объявил, что до 2009 года не будет иметь прибылей от продажи автомобилей в США. Более того - доля концерна в реализации новых автомобилей в Америке уменьшится с 17 до 14 процентов. По мнению экспертов, при таком положении трудно мечтать о достойных доходах.
Совет директоров "Дженерал моторс" в свою очередь серьезно занят обсуждением предложения об альянсе с французской компанией "Рено" и японской "Ниссан". В случае успеха переговоров на автомобильном рынке появится крупнейший игрок, выпускающий 15 миллионов автомобилей в год, что составит четверть всего мирового производства. Правда, эксперты сдержанно относятся к возможному объединению. На заключение такого альянса потребуется очень много времени.
Группа "Рено-Ниссан" вышла на четвертое место в мире после "Дженерал моторс", "Тойоты" и "Форда" по продажам автомобилей. Согласно опубликованным данным, в прошлом году она продала 6,129 миллиона автомашин, что составляет почти 10 процентов продаж всего мирового рынка.