В Москве у работников автосервисов началась "урожайная пора"

Если шесть лет назад автопарк столицы насчитывал чуть более 2 миллионов автомобилей, то на 1 июля текущего года их число в городе достигло 3 миллионов 150 тысяч. И куда бы ни ехала машина, ей все равно придется сделать остановку на мойке или на автосервисе. По словам Леонида Липсица, руководителя департамента транспорта и связи Москвы, чтобы создать городскую систему технического обслуживания автомототранспортных средств и самоходной техники, работающую в соответствии с интересами потребителей услуг и сфер развития города, в 2001-2005 году была разработана Городская комплексная программа развития технического сервиса автомототранспортных средств. За время ее действия построено и реконструировано 1453 предприятия технического обслуживания и ремонта автотранспорта. Таким образом, сейчас в столице работают более 2 тысяч предприятий технического сервиса автомобилей мощностью около 15 тысяч постов технического обслуживания. И это не предел.

Дело в том, что число автомобилистов как в Москве, так и в целом по России продолжает расти. Исследование, проведенное ВЦИОМ в августе нынешнего года, показало, что за последние четыре года количество машин увеличилось на треть - с 25 до 37 процентов. 34 процента российских семей имеют хотя бы одну машину, а 3 процента - даже несколько. Среди москвичей и петербуржцев доля автовладельцев выше - 42 процента (в остальных городах и селах - 37 процентов). По данным социологов, в течение трех лет машиной планируют обзавестись еще 13 процентов семей. Соответственно вырастет и спрос на услуги автосервисов.

Пока тех, что имеются в столице, по численности достаточно. Но откуда же тогда очереди и почему многие москвичи предпочитают обращаться в так называемые гаражные сервисы, где дядя Вася все делает "на коленке"? Как пояснила корреспондентам "РГ" Наталья Копылова, пресс-секретарь одного из крупнейших официальных автодилеров, очередь на их сервис объясняется тем, что для обслуживания некоторых весьма распространенных марок, к примеру, автомобиля "Лендровер", в городе не хватает производственных мощностей, поэтому их владельцам приходится записываться на ремонт и ТО заранее. А вот у тех, кто имеет "Ягуар" и другие редкие марки, такой проблемы нет. Павел Кохановский, коммерческий директор одного из крупнейших авторизованных сервисов столицы, признал, что москвичи, действительно, часто жалуются на длительный гарантийный ремонт.

"Записаться на проведение ТО, как правило, можно уже на следующий день, но весной или в ходе подготовки к зиме - через 2-3 дня", - сказал он.

Больше всего недовольства у москвичей вызывает некачественный ремонт. Леонид Крушилов, обладатель новой гарантийной иномарки Kia Sportag, пожаловался корреспонденту "РГ": "У моего автомобиля вытекал тосол. Сначала я доливал его раз в неделю, потом два, а потом чуть ли не каждый день. Не меньше четырех раз я заезжал на сервис и говорил об этом мастеру, но он успокаивал, что с машиной все в порядке. Однажды я не успел добавить тосола и мотор перегрелся. В итоге пришлось делать дорогостоящий ремонт, признать который гарантийным сервис долго отказывался. На тяжбу ушло 2,5 месяца". Сергей Захарьев, владелец Мersedes-600, столкнулся вообще с хамским случаем: "На очередном ТО в моем престижном мерседесовском сервисе поменяли нормальный кожух воздушного фильтра на треснутый, - рассказал он. - Подошедший менеджер даже не подумал извиниться, а с упреком заявил: "Неужели вам, обеспеченному человеку, жалко денег на новый фильтр?" С тех пор Сергей предпочитает обслуживать авто в гараже. А один из владельцев "серых" сервисов с девятилетним стажем рассказал "РГ": "Мне проще отстегнуть с выручки местным властям, чем платить налоги и дорогостоящую аренду, - признался Владимир. - Поэтому цены у меня в несколько раз ниже, чем в официальных сервисах. Да и на качество клиенты не жалуются".

По словам Антона Недзвецкого, юриста Московского общества по защите прав потребителей, на обслуживание в автосервисах в среднем жалуются 2-3 человека в день. Некачественный ремонт автомобиля небезобиден, случается, что он приводит к серьезным последствиям на дороге. "Недавно был случай, - вспоминает Недзвецкий. - Автолюбителю ремонтировали подвеску, после чего произошла авария - сломалась деталь, машину занесло, и она перевернулась. Сейчас мы занимаемся этим делом". И это не единственный пример халатности, которая привела к аварии. Борис Ласкин, исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (НАПТО), рассказал корреспондентам "РГ": "По статистике ГИБДД, в России за прошлый год произошло 210 тысяч ДТП, из них 2 процента аварий - по причине неудовлетворительного состояния транспортных средств. Однако мы считаем, что эта цифра значительно выше - 10-15 процентов".

Корни такого беспредела Леонид Липсиц видит в отмене с 2001 года лицензирования автосервисов. Усугубила ситуацию и отмена обязательной сертификации этих предприятий, что в конечном счете и развязало руки "серым" сервисам. Решить проблему, уверен он, невозможно без принятия федерального закона "О специальном техническом регламенте об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств". Его проект в настоящее время разработан при участии департамента транспорта и связи Москвы и находится на рассмотрении в Госдуме. Кроме того, говорит Липсиц, необходима система добровольной сертификации самоходной техники и услуг технического сервиса, зарегистрированная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Пока же этого нет, Москва ищет свои пути, как повлиять на ситуацию на рынке услуг техсервисов. В частности, четыре года назад в столице впервые прошел конкурс на звание "Лучший автосервис города Москвы", "Лучшая автомойка города Москвы" и "Лучший пункт технического обслуживания". Основная цель этих мероприятий, признаются организаторы, не выделить лучших, а отделить худших от всех остальных.

В текущем году в конкурсе приняли участие более 570 предприятий, в то время как в 2003 году их было около 350. Если в прошлом году победителями стало каждое седьмое предприятие, то в этом году - уже каждое пятое. 111 объектов получили "Знак качества": 30 автомоек, 2 пункта техосмотра и 79 автосервисов. Участвовать в конкурсах могут лишь те, кто зарегистрирован в Москве и работает на этом рынке не меньше года. В качестве "пропуска" требуется также рекомендация префектуры или районной управы, в крайнем случае - отсутствие негативных отзывов. Наличие нормативной технологической и правовой документации подразумевается само собой. Дело в том, что многие предприятия, оказывается, работают в полулегитимном поле еще и потому, что просто не знают, какие документы необходимы для выхода из тени. Их же больше 80, начиная от свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о собственности либо договоре аренды/субаренды, акта государственной комиссии о приемке объекта техсервиса в эксплуатацию и т.д.

Комиссия, которой было поручено оценить уровень техсервиса каждого из конкурсантов, смотрела, как выбирается поставщик запчастей, есть ли у него лицензия, кто отвечает за поставку. Победителями стали предприятия, набравшие более 70 процентов от максимально возможного количества баллов.

Еще одна головная боль для столичных автолюбителей - купание "железного коня". По словам Бориса Голова, президента ассоциации "Чистый транспорт", в Москве запрещается смывать пыль дорог вне специально предназначенных для этого мест, то бишь автомоек. "Автопрачечных" в столице тоже вроде достаточно - около 1200. Правда, большинство из них расположено возле трасс. А вот в спальных районах, особенно в районах новостроек, не хватает. "При проектировании новых кварталов места под них практически не выделяют", - объясняет Голов. Но москвичи не особо жалуют и имеющиеся мойки, предпочитая все те же гаражи. Почему? Кирилл Мухин, владелец Opel Omega, объяснил свой выбор так: "Берут на автомойках дорого, а обслуживание отвратительное. Хамят, царапают краску. К тому же из салона пару раз пропадали ценные вещи".

По словам Недзвецкого, на качество помывки в среднем поступает одна жалоба в месяц: поцарапали, неправильно оформили документы, на машине остались разводы и т.д. Гораздо больше столичных автолюбителей беспокоит цена помывки, которая составляет в среднем примерно 250 рублей. Что, кстати, больше, чем, скажем, во Франции, где искупать "железного коня" стоит чуть более сотни рублей на наши деньги. В Москве же меньшую цену считают нерентабельной. "Открыть мойку стоит около 300 тысяч долларов, - пытался объяснить это "на пальцах" Александр Скворцов, директор одной из победивших в конкурсе автомоек. - Эти затраты могут окупиться за 3-10 лет в зависимости от места расположения и наличия конкурентов". На его предприятии помывка кузова стоит 250 рублей. Максимальная цена (предпродажная подготовка), включающая в себя полировку кузова, мойку двигателя и его лакировку, обойдется в 25 тысяч рублей.

   досье "РГ"

Пройти ТО иномарки в авторизованном сервисе в среднем стоит от 3000 до 12 000 рублей в зависимости от марки и модели автомобиля. Переобуть машину - порядка 1 тысячи рублей. ТО отечественного автомобиля обойдется от 1300-3500. Но эти цены могут варьироваться и сильно вырасти за счет дополнительных регулировок. За обновление антикора придется выложить от 1 тысячи рублей до 3 тысяч в зависимости от состояния машины. Если же потребуется нанести новое антикоррозийное покрытие, это будет стоить 4200. Сменить резину на отечественном детище автопрома обойдется около 150 рублей за колесо.

Кстати

Правительство Москвы приняло решение о разработке концепции городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в столице на период до 2010 года. Сейчас ГУП НИиПИ Генплана города Москвы завершает разработку схемы размещения этих объектов с учетом перспективной потребности в услугах автосервиса.