Госсовет занялся дорогами
А перед заседанием Владимир Путин вместе с министром транспорта Игорем Левитиным и вице-премьером Александром Жуковым побывал на открытии моста через Волгу.
Новый мост, входящий в автодорогу, огибающую Ярославль и принадлежащую международному транспортному коридору "Север-Юг", получил название Юбилейный. Он строился к 1000-летию Ярославля, но в итоге был запущен в строй даже немного раньше первоначального срока. Фактически мостостроевцам "отрезали" от плана один месяц, из-за чего на объект пришлось даже привлекать дополнительно 200 человек. Но как показала практика, это стоило того, поскольку с открытием данного мостового перехода снизилась нагрузка на Октябрьский мост, и по вечерам вокруг него пробки были уже не столь значительны. В общей сложности весь объект, который полностью будет достроен к концу 2009 года, обойдется в 11 миллиардов рублей. Здесь же глава минтранса рассказал и показал Владимиру Путину всю программу министерства по строительству мостов на территории России.
Чтобы не быть голословными, Владимиру Путину мост не только показали со стороны: кортеж президента проехал по мосту и глава государства мог лично посмотреть на качество проведенных работ. И лишь после этого Владимир Путин направился в администрацию Ярославской области, чтобы там в деталях вместе с представителями заинтересованных министерств и ведомств и губернаторами в очередной раз обсудить, как разрешить все проблемы и дальше развивать российскую сеть автомобильных дорог.
Если верить докладу рабочей группы Госсовета, то ситуация с автомобильными дорогами в России не просто плачевная, а катастрофическая. И прежде всего для отечественной экономики - дороги должны играть ключевую роль в решении социальных задач и реализации приоритетных национальных проектов. Вместе с тем налицо несоответствие между потенциалом страны и низким уровнем обеспеченности автодорогами, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, и существенным ростом спроса на автомобильные перевозки.
Кроме того, стабильно возрастает потребность в привлечении все большего объема капиталовложений в модернизацию и развитие автодорожной сети. Но этому мешает низкая инвестиционная привлекательность дорожной отрасли.
Все эти противоречия уже сегодня привели к тому, что действующая дорожная сеть не отвечает экономическим потребностям России и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов, негативно влияя на конкурентоспособность отечественной продукции.
Рабочая группа также пришла к выводу, что, в условиях опережающего роста экономических связей и товарообмена между Азией и Европой, могло бы сейчас позволить России выступить в роли эффективного транспортного "моста" между континентами. Дело в том, что транзитные коммуникации России позволяют не только обеспечить кратчайшие сроки расстояния доставки, но и проходят через единое административное пространство с минимумом пересечения государственных границ. Но даже с учетом всех этих факторов российские маршруты проигрывают всем другим альтернативным.
Состояние дорожной сети тоже вызывает, в том числе и в министерстве транспорта, серьезную озабоченность. Нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию соответствует только 37,2 процента федеральных, 24 процента территориальных и не более 15 процентов муниципальных автодорог, а около 50 тысяч сельских населенных пунктов (треть общего числа) вообще не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
В результате всего кома проблем суммарные экономические потери превышают 1,3 триллиона рублей, что составляет 6 процентов ВВП России. Как считают в минтрансе, дальнейшая отсрочка в принятии мер по приведению сети автодорог к текущим экономическим потребностям будет тормозить реализацию проектов общероссийского значения.
Для решения задач в области автомобильных дорог требуется довести общую протяженность автомобильных дорог до полутора миллионов километров. Реализация этой задачи в нынешних рамках законодательной базы системы финансирования и управления дорожным хозяйством представляется минтрансу затруднительной. Между тем за прошедший и текущий годы финансирование автодорог из федерального бюджета составило около 247 миллиардов рублей, а в 2007 году планируется выделить 193 миллиарда.
В рабочей группе Госсовета уверены, что с учетом реальных возможностей финансирования все негативные воздействия существующего состояния дорожной сети могут быть этап за этапом разрешены к 2020-2025 годам. За эти годы в ценах 2006 года потребуется выделить 51,9 триллиона рублей, и в том числе инвестиций на 24,7 триллиона.
Владимир Кузьмин
ЯРОСЛАВЛЬ