17.10.2006 01:30
    Поделиться

    Google купил YouTube и приобрел головную боль

    Главное событие в Интернете - покупка порталом Google сервера YouTube, самого модного проекта сезона. "РГ" уже писала о нем: www.rg.ru/2006/05/24/video.html. Компания YouTube появилась в феврале 2005-го, осенью ее проект стал набирать популярность и с нуля всего лишь за год стал седьмым по популярности сайтом во всем Интернете! И это только за счет любви пользователей, без рекламы. Правда, люди полюбили YouTube за богатство доступного на сервере видео, в очень большой степени пиратского. Так что популярность YouTube - это популярность Робин Гуда: владельцы сервера заработали себе имя на бесплатной раздаче чужих видеоматериалов, которые, конечно, сами они не воровали - на сервер все это загрузили пользователи. Впрочем, далеко не все там опубликовано с нарушением авторских прав: многое сняли сами пользователи, а куча профессионального видео исходно рассчитана на бесплатный показ. Например, "трейлеры" кинофильмов и рекламные ролики - как правило, их создатели будут только рады, если коммерческие творения увидят как можно больше зрителей. Более того, многие рекламодатели специально делают "вирусные" рекламные ролики с расчетом на то, чтобы их посмотрели как можно больше пользователей YouTube и других подобных видеопомоек, например, MetaCafe.com. Таких сайтов в самом деле несколько. Но YouTube - самый популярный из них, он - лицо жанра. Как Napster был лицом сетей прямого обмена файлами между пользователями. Но Napster был осужден, оштрафован и уничтожен (и теперь под этим названием работает музыкальный магазин). А мало чем отличающийся с точки зрения наличия пиратских материалов YouTube выиграл - его создатели обменяли акции компании на пакет акций портала Google, оценивающийся в невероятные 1,65 миллиарда долларов США.

    Тому есть несколько причин. Во-первых, через Napster "пиратили" основной товар звукозаписывающих компаний - непосредственно музыкальные альбомы. А на YouTube полнометражных фильмов вы не найдете - тут все-таки в основном короткие ролики, цитаты, архивные материалы. То есть то, на чем кино- и телекомпании не делают основной выручки. Во-вторых, создатели YouTube смогли предложить правообладателям конструктивные схемы сотрудничества. Например, после первых претензий телекомпаний NBC создатели YouTube убрали спорное видео и убедили использовать возможности портала для продвижения эфирных шоу путем выкладывания легальных дополнительных материалов. А незадолго до сделки с Google было объявлено о соглашении с телекомпанией CBS, а также с музыкальными издателями Universal Music и Sony BMG: нелегальная публикация их видео будет блокироваться, но зато они сами будут многое показывать бесплатно, зарабатывая на рекламе в этих роликах. Ведь цензура на YouTube все-таки есть - например, порнографические материалы более-менее оперативно удаляются.

    Еще одна причина привлекательности проекта - их технология, что подчеркнул директор Google Эрик Шмидт: "Команда YouTube построила захватывающую и мощную медиаплатформу, совпадающую с миссией Google - организовать всю информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной". Эта фраза может прозвучать дежурной, но специалисты по интернет-вещанию понимают, что платформа YouTube в самом деле потрясающая. Они обслуживают невероятные объемы данных, позволяют смотреть их по запросу с высокой скоростью, без задержек, включая в различные сайты, из любой точки мира. Обычный средний сайт сломается, если его популярность резко вырастет, даже хотя он показывает простые текстовые странички. А видео - не просто "тяжелее", а тяжелее в кубе. Представьте себе, если всех московских водителей, которые и так-то стоят в пробках, пересадить из легковых машин на карьерные самосвалы. Что станет с движением? Примерно такую задачу решили в YouTube, и решили успешно. Так что для Google это хорошее приобретение, хотя у них есть и собственный видеохостинг, Google Video, который тоже неплохо работает. Но он все-таки далеко не так популярен. Потому что там авторские права контролируются гораздо жестче и большая часть видео продается (причем в некоторых случаях оно же бесплатно доступно на YouTube в пиратской версии). Так что проблема пиратства - первая, которую Google придется решать после покупки YouTube, но не единственная. Например, по слухам, на них очень обиделась медиакорпорация News Corp, владеющая более популярным сервером MySpace, которая тоже хотела купить YouTube, да получила отказ.

    Поделиться