24.10.2006 03:22

Иномарки снижают цены

на продукцию отечественного автопрома
За 9 месяцев 2006 года иностранные автопроизводители реализовали внутри России 685 тысяч 759 автомобилей. Такие данные озвучил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ.

Стоит отметить, что в это число попадают только те автомобили, которые имеют чисто заграничное происхождение. Продукция сборочных автозаводов, разбросанных по территории нашей страны от Калининграда до Новосибирска, в данном случае не учитывается. Как не учитываются здесь данные о продажах китайских автомобилей, дилеры, работающие с Поднебесной, не предоставляют информацию по объемам реализованной продукции и лишь по обилию рекламы и визуальному определению присутствия на дорогах страны изделий китайского автопрома можно судить о том, что у них дела тоже идут весьма неплохо.

Так или иначе все это обеспечило рост объемов продаж на 58 процентов по сравнению с 2005 годом, за аналогичный период которого было реализовано 434 тысячи 420 машин. Следует отметить, что общее число проданных новых иномарок в России в 2005 году составило около 575 тысяч автомашин, что на 62 процента больше результатов 2004 года. Таким образом, налицо прочная тенденция.

Такому росту продаж автомобилей иностранного производства способствует несколько причин. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ к их числу относят увеличение доходов населения России, расширение продаж в регионах, а также развитие потребительского кредитования.

Доходы россиян действительно растут. На сегодня, по данным Росстата, средняя зарплата россиянина составляет 9876 рублей, а в крупных городах с миллионным населением или в тех населенных пунктах, которые сконцентрированы вокруг добывающих производств, она уже подошла к 20 тысячам рублей. Расширение продаж в регионах также положительно влияет на увеличение объемов сбыта автомобилей иностранного производства. За последнее время именитые марки стали открывать все больше филиалов и дилерских центров с хорошо налаженной системой обслуживания, что и привлекает новых клиентов.

Развитие кредитования на покупку автотранспорта также является очень серьезным аргументом за дальнейшее развитие рынка. Стоит отметить, что на данный момент этот вид кредитования по популярности уступает лишь потребительскому кредитованию физических лиц. Причина такой популярности у банков ясна - покупаемый автомобиль, а точнее - технический паспорт автомобиля на весь срок выплаты по кредиту остается в залоге у банка, обеспечивая тыл для кредитной организации.

Сегодня покупка нового автомобиля с помощью кредита проста как никогда. Все больше банков постепенно отказываются от практики первоначального взноса, который часто составлял от 30 до 50 процентов. Пришли к одному знаменателю и процентные ставки, которые в среднем составляют от 10 до 12 процентов в рублях и 9-11 процентов в валюте. Постепенно увеличивается срок кредитования. Если раньше большинство банков оперировали краткосрочными кредитами (от года до трех), то теперь не редкость пятилетние кредиты. Немудрено, что в результате таких преференций заемщикам около 40 процентов всех новых автомобилей сегодня покупается в кредит.

В результате всех этих мер в российском автопроме сложилась интересная ситуация. В течение 2006 года цены на продукцию исконно отечественных автопроизводителей постоянно повышались. Так, один из отечественных автомобильных гигантов повысил стоимость своей продукции целых 7 раз, доведя среднюю стоимость автомобиля до 9000-9,500 тысяч долларов. При этом уровень качества выпускаемой продукции, к сожалению, не успевал за ростом цен, и как результат - потенциальные покупатели стали серьезно задумываться, что лучше: купить отечественный автомобиль, требующий доводки за 9500 тысяч долларов, или добавить к этой сумме еще 1500-2000 долларов и купить иномарку. Тем более что сборочных производств, которые реализуют машины в ценовом диапазоне от 10-120 000 долларов, в России и ближнем зарубежье хватает.

По прогнозам экспертов, именно в 2006 году проданные в России автомобили иностранного производства имеют реальный шанс впервые опередить отечественные. А в ближайшие два года, возможно, внутренний рынок будет почти полностью переориентирован на потребление иностранных автомобильных брендов. Если, конечно, сохранится стабильная ситуация в экономике. Так или иначе, но уже в 2008 году начнут работать завод компании Toyota под Санкт-Петербургом и завод концерна Volkswagen в Калуге. В настоящее время идут переговоры по поводу места для строительства завода концерна PSA Peugeot Citroen, рвутся в борьбу за кошелек российского автолюбителя многочисленные и пока вызывающие опасение китайские автомобильные марки.

В целом же автомобильный рынок в 2008 году, по прогнозам экспертов, вырастет на 20 процентов от сегодняшнего уровня, при этом более половины продаж придется на машины, сделанные в России. Однако исконно российских производителей будет все меньше и меньше, и их доля может снизиться до 30 процентов. Если, конечно, ими не будут пересмотрены стандарты качества и ценовая политика.