07.11.2006 03:30

Автопром с акцентом

Производство автомобилей под иностранными марками к 2010 году вырастет до 1 миллиона

Эксперты считают, что автомобильный бум начался после принятия весной правительством постановления N 166 о промышленной сборке. Этот документ позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3- процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15 процентов. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта - 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза. Такие льготы привели к тому, что сейчас на сборе иномарок автопроизводители зарабатывают значительно больше, чем на российских авто.

Как нам пояснили в минэкономразвития, режим "промышленной сборки" уже позволил привлечь в российскую автомобильную отрасль инвестиции "Тойоты", "Ниссана", "Фольксвагена" и других грандов мирового автомобилестроения. В рамках указанного механизма в настоящее время реализуется 9 проектов (заключено 9 соглашений о промышленной сборке автомобилей), планируется реализовать еще 6 проектов. Некоторые компании будут строить заводы с нуля, другие в партнерстве с российскими компаниями на базе уже действующих предприятий.

Кроме того, как считают в министерстве, вслед за автоконцернами к нам придут и мировые производители автокомпонентов. Произойдет это также благодаря распространению механизма "промышленной сборки" на производство автомобильных компонентов (постановление Правительства от 16 сентября 2006 г. N 566). Все это, считают в министерстве, обеспечит приток дополнительных инвестиций и позволит увеличить долю локальной составляющей в производстве автомобильной техники.

Анализируя российский рынок, западные эксперты пришли к выводу, что в течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет одним из самых динамичных в мире. Согласно приведенным данным, количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6 процентов. При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится с 300 тысяч в 2004 году до 700 тысяч, а собранных в России иномарок - со 100 тысяч за тот же период до 800 тысяч. Эксперты считают, что автомобильная индустрия может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Ведь речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики - от производства сырья, переработки, сборки компонентов до конечной сборки. Кроме того, для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и так далее.

По прогнозам наших экспертов, если объем рынка в прошлом году составил 1,6 миллиона штук, то в этом году будет продано примерно 1,8 миллиона автомобилей. А к 2010 году рынок будет примерно 2,6-2,8 миллиона штук легковых автомобилей в год, что в денежном выражении составит примерно 31 миллиард долларов.

Все это, конечно, очень хорошо, но многих граждан сегодня волнует, сколько же будут стоить российские иномарки и главное - будут ли они соответствовать качеству своих западных аналогов? Чиновники в один голос говорят, что российские иномарки будут значительно дешевле импортных аналогов из-за рубежа на 20-30 процентов. Однако многие эксперты в этом очень сильно сомневаются. Сегодня спрос рождает предложения. На качественные и недорогие марки иностранных авто граждане пишутся на полгода вперед. Кроме того, практика показывает, что все новые модели западных концернов, которые уже собираются, у нас дорожают, а отнюдь не становятся дешевле.