Российская газета | Почему вопросами дорожной безопасности занялось внешнеполитическое ведомство России?
Александр Яковенко | В последнее время российский МИД активизировал работу по поддержке международного сотрудничества в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это связано в том числе с тем, что данная тематика все более активно рассматривается в многостороннем формате, прежде всего в ООН.
Мы стали одним из инициаторов рассмотрения данной темы на Генеральной Ассамблее ООН. Одной из последних стала резолюция 60/5 от 26 октября 2005 года, среди соавторов которой была Россия.
В резолюции говорилось о необходимости дальнейшего укрепления международного сотрудничества в решении глобальных проблем безопасности дорожного движения, в предотвращении дорожно-транспортного травматизма. И содержится призыв к международному сообществу оказывать финансовую, техническую и политическую поддержку региональным комиссиям ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и другим учреждениям, занятым повышением безопасности дорожного движения.
Российский МИД также содействует конструктивным контактам Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России с Всемирной организацией здравоохранения, которая выступает координатором данной проблематики в системе ООН, ЭСКАТО, Европейской экономической комиссии ООН.
РГ | Как в Москве оценивают итоги министерской конференции ЭСКАТО по вопросам транспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Яковенко | Россия вместе с двадцатью другими странами подписала Межправительственное соглашение по сети Трансазиатских железных дорог (ТАЖД). Цель документа - налаживание транспортных перевозок по линии Азия - Европа, призванных соединить Азиатско-Тихоокеанский регион, включая российский Дальний Восток, с европейским континентом.
Во-вторых, принята Декларация по транспорту, включая региональную программу действий в области транспорта на 2007-2011 годы.
И, наконец, проблематика безопасности дорожного движения также заняла важное место в повестке дня конференции. Одним из центральных событий встречи стало принятие министерской декларации о повышении безопасности дорожного движения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
РГ | Чем вызвано повышенное внимание к безопасности дорожного движения в АТР?
Яковенко | Данная проблема носит глобальный характер. Согласно подготовленному ВОЗ "Всемирному докладу о предотвращении дорожно-транспортного травматизма" ежегодно во всем мире в результате автокатастроф на дорогах гибнут 1,2 миллиона человек, а 50 миллионов получают травмы.
По прогнозам, в ближайшие 20 лет эти цифры могут возрасти примерно на 65 процентов, что сделает дорожно-транспортный травматизм одной из трех основных причин глобальной смертности. При этом уже сейчас около половины всех смертных случаев на дорогах приходятся на Азиатско-Тихоокеанский регион. Причем по оценкам ЭСКАТО, к 2020 году на долю государств АТР будет приходиться около двух третей всех ДТП в мире.
Бурное развитие транспортного сектора в регионе не всегда сопровождается адекватными мерами по обеспечению безопасности дорожного движения. Требуется и создание соответствующей инфраструктуры как в целях повышения удобства перевозок, так и обеспечения безопасности дорожного движения.
РГ | О чем говорится в проекте Декларации о повышении безопасности дорожного движения в АТР?
Яковенко | В Декларации государства-члены приняли обязательства в период с 2007 по 2015 год снизить на 20 процентов уровень смертности на дорогах региона.
Вопросы безопасности дорожного движения будут решаться путем придания безопасности дорожного движения приоритетного значения в политике; повышения безопасности дорог, снижением серьезности дорожно-транспортных происшествий.
Речь идет о строительстве "дорог, прощающих ошибки", повышении безопасности транспортных средств, совершенствовании систем контроля за соблюдением правил безопасности дорожного движения.
РГ | Какие в этой связи шаги предпринимает Россия для повышения безопасности дорожного движения?
Яковенко | Мы поддержали принятие Декларации в Пусане и принимали активное участие в его разработке. Направленность и приоритетные задачи этого документа полностью лежат в русле положений принятой в России Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
В последние годы при активном участии Москвы в этом направлении был предпринят ряд важных шагов по развитию инфраструктуры наземного транспорта в Азии. В том числе был разработан самостоятельный проект по развитию сети Азиатских автомобильных дорог (ААД).
В 2005 году было подписано Межправительственное соглашение по сети ААД, которое официально закрепило единый подход государств-участников к вопросу формирования международной сети автомобильных дорог в Азии.