Новости

Напомним, что ЧП случилось в понедельник вечером недалеко от дома N1. Как рассказал корреспонденту "РГ" представитель Главного управления МЧС России по городу Москве Евгений Бобылев, "прорыв трубы произошел из-за отказа оборудования на Филевской насосной станции. Этот сбой привел к сильнейшему гидравлическому удару, который старая труба выдержать не смогла и лопнула от давления". Напор воды был такой, что она, разорвав асфальтовое покрытие, словно гейзер, стремительно вырвалась наружу. Высота выброса составила два метра, а диаметр - три. На место ЧП прибыли сотрудники "Мосводоканала" и спасатели. Было остановлено движение транспорта по всем Сетуньским проездам и Воробьевскому шоссе. К двум часам ночи авария была локализована на двухсотметровом участке: рабочим удалось обуздать водяной столб и прекратить растекание канализационных отходов. Всю оставшуюся ночь и до вечера вторника аварийщики откачивали воду и дезинфицировали землю. Только потом за дело взялись ремонтники.

Реакция городских властей по поводу случившегося последовала незамедлительно. Примерно в половине седьмого вечера понедельника пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой заявил, что в аварии виновата объединенная электросетевая компания РАО "ЕЭС России", которая отключила подачу энергии на Филевскую насосную станцию. В результате этого остановились три из шести насосов, случился перепад давления, и лопнула труба диаметром 1,4 метра. Специалисты попытались сделать все, чтобы содержимое канализации не попало в Москву-реку и в Сетунь. Михаил Богомолов, начальник управления эксплуатации канализационных сетей МГУП "Мосводоканал", сказал, что были открыты водоколлекторы, и хлынувшую из трубы воду направили туда. Однако, как выяснилось позднее, часть нечистот все же успела попасть в реки.

комментарии

Петр Аксенов,
ПЕРВЫЙ ЗАМ. МЭРА, РУКОВОДИТЕЛЬ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ:

- Кто виноват в аварии? Могу сказать одно - она произошла вследствие отключения электроэнергии, случившегося буквально на долю секунды. Насос остановился, вода на стыке уперлась в боковую стойку, и тут же произошел аварийный выброс. Что, собственно, и немудрено, так как канализационная линия поднимается от перекачивающей станции под углом 30 градусов и давлением в четыре атмосферы.

В общем, это как инфаркт, только в данном случае не у человека, а у системы. Сейчас слышишь - труба была старая. Это не так, на месте прорыва лежала хорошая, современная труба, уложенная во время строительства Третьего транспортного кольца, но удара не выдержала и она. Меня спрашивают: можно ли было предупредить случившееся? Но как? Только одним - не отключать электроэнергию. На вопрос о том, будет ли правительство Москвы подавать иск к виновникам, ответить пока не готов. Дело в том, что факт отключения доказать очень трудно. Хорошо, что рядом с аварией оказались огромный водосток и большой коллектор, и специалисты "Мосводоканала" мгновенно направили туда выбросы. Это спасло от серьезного загрязнения Сетунь и Москву-реку. Какая-то часть выбросов, конечно, все-таки попала, но могло быть и больше.

Ликвидировать аварию, на мой взгляд, удалось достаточно быстро. Рвануло в 17.25, а в начале десятого вечера, когда я уезжал с места событий, все уже было сделано. Жители близлежащих домов, надеюсь, не успели испытать неудобств из-за случившегося, так как их почти сразу же переключили на другие нитки канализационной системы - здесь параллельно проходят четыре трубы, а повредило лишь одну.

Евгения Богомолова,
ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ "МОСВОДОКАНАЛА":

- Никто из энергетиков даже не предупредил диспетчеров Филевской насосной станции о вынужденном отключении оборудования. Поэтому когда внезапно перестали работать сразу три насоса, ни на Филевской станции, ни в "Мосводоканале" не сразу поняли, в чем причина остановки. Диспетчерам пришлось самостоятельно выяснять подробности. Неудивительно, что о первопричине аварии - поврежденном электрокабеле - они узнали спустя некоторое время. Винить во всем якобы неисправное оборудование также опрометчиво: оно отвечает своим техническим требованиям. Другой вопрос - неслаженность в работе энергетических структур: включили насосы так же, как и выключили, - без предупреждения. Один из насосов и не выдержал этого энергетического скачка.

Известно, что энергетики настаивают, чтобы потребители первой категории, к которым относится и насосная станция, должны соблюдать определенные технические требования, в частности перейти на резервные источники питания, иными словами, на автономное энергоснабжение. Однако службы "Мосводоканала" в Москве входят в тройку наиболее мощных энергопотребителей, уступая лишь РЖД и Московскому метрополитену по объему потребляемого электричества. Оборудование одной насосной станции потребляет 1600 кВт, а максимальная мощность передвижной станции всего 100-200 кВт.

Олег Митволь,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА:

- Наши специалисты выезжали на место. Они взяли три пробы воды: из Сетуни и из Москвы-реки выше и ниже района аварии и отправили их на исследование. Часть канализационных стоков, безусловно, попала в реки. Однако насколько серьезно пострадали акватории, мы сможем сказать лишь после получения результатов лабораторного анализа. Но на первый взгляд загрязнение кажется довольно сильным.

Виктор Иванов,
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЗАПАДНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПАНИИ (МОЭСК):

- Случай, который произошел на подстанции Фили, когда сработала защитная автоматика, нередок. Персонал действовал строго по регламенту, спасая очень дорогое оборудование, и уже через 40 минут восстановил электроснабжение всех потребителей. Позже стало известно, что в числе отключенных объектов оказалась и канализационная станция. Как уже отмечал член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников, степень вины тех или иных структур должна установить комиссия, но отмечу, что МОЭСК сработал достаточно оперативно. Кстати, у "Мосводоканала" есть две запасные линии электропередач на случай подобных происшествий, и почему они не сработали в аварийной ситуации - вопрос к руководству этого предприятия.

Как сообщили "РГ" в Межрайонной природоохранной прокуратуре города, в настоящее время в соответствии со статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса следователи проводят проверку данного инцидента. По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Москва