Поводом для такого шага стал недавно одобренный парламентом Франции законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за отрицание геноцида армян.
Официально о решении руководства Турции объявил начальник генштаба национальной армии Илькер Башбуг. "Все двусторонние отношения с Парижем в военной области приостановлены. Кроме того, были отменены взаимные визиты высокопоставленных чиновников двух стран", - сообщил генерал.
Оба государства, участвующие в конфликте, входят в НАТО. Причем для Турции, которая закупает у французов крупные партии оружия, эта страна до последнего времени оставалась одним из основных торговых партнеров. Теперь Анкара отказывается от всех договоренностей в сфере военного сотрудничества и угрожает Парижу введением санкций экономического и политического характера.
Законопроект об уголовном преследовании за отрицание геноцида армян был одобрен нижней палатой французского парламента в середине октября. Но его дальнейшая судьба до сих пор вызывает серьезные сомнения у экспертов. Дело в том, что документу предстоит пройти утверждение во французском сенате, а затем, в случае успеха, его должен подписать президент страны Жак Ширак. Однако французский лидер уже заявил, что не одобряет законопроект и не поддержит решение парламента.
Реакция Турции на решение французского парламента оказалась более резкой, чем предполагали эксперты. Анкара пригрозила Парижу ввести экономические санкции и заморозить все двусторонние связи вплоть до разрыва дипломатических отношений. Правда, эти шаги турецкое руководство собиралось предпринять лишь после того, как документ вступит в силу. "Если закон все же будет принят, то наша страна ничего не потеряет, а вот французы потеряют Турцию", - заявил тогда министр иностранных дел Турции Абдуллах Гюль.
По данным Еревана, в ходе кампании по высылке армян из восточной Турции в 1915 году были убиты около 1,5 миллиона человек. Но вопреки неоднократным призывам со стороны мирового сообщества руководство Турции отказывается признать факт геноцида.
В нынешней ситуации обращает на себя внимание другой аспект. Прекращение военного сотрудничества с Францией произошло на фоне ухудшения отношений Анкары с Брюсселем. Вопрос о присоединении Турции к Евросоюзу будет решаться в будущем месяце. Но уже сейчас многие западные политики говорят о том, что Анкара не готова стать частью единой Европы.
Неделю назад Еврокомиссия обнародовала доклад, в котором фактически выдвинула Турции ультиматум: или в течение месяца она выполнит все требования Брюсселя, или лидерам ЕС дадут "соответствующие рекомендации", неблагоприятные для Турции.
Так что, возможно, Турция решилась на демарш именно сейчас, а не месяц назад, когда во Франции, собственно, и был принят скандальный законопроект далеко не случайно. Представители Анкары не могут не понимать, что разрыв отношений с таким "тяжеловесом" Евросоюза, как Париж, неизбежно повлечет за собой еще более негативную реакцию Брюсселя. А это значит, что Турция заранее махнула рукой на возможность вступления в Европейское сообщество, посчитав эту идею слишком политически накладной. А в качестве компенсации воспользовалась случаем, чтобы продемонстрировать характер.
Кстати, в мае 2006 года аналогичный законопроект, приравнивающий геноцид армян к уголовному преступлению, был принят нижней палатой парламента Бельгии. Однако эта инициатива не получила поддержки в сенате, который отложил ее обсуждение на неопределенное время. Бельгийские сенаторы пояснили, что не считают делом политиков пересматривать вопросы истории. Тогда реакция Турции на эти события была гораздо более сдержанной.