17.11.2006 01:00
    Поделиться

    Давид Смелянский: На следующий год калининградцы разорвут театр в клочья

    Завтра закрытие третьих "Балтийских сезонов"

    Его афише могут позавидовать даже самые престижные европейские фестивали: в "Балтийских сезонах" принимали участие оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета, Большой театр, БДТ имени Г.А.Товстоногова, Ленком, "Сатирикон", Латвийская национальная опера, Грузинский государственный театр имени Шота Руставели - и список можно продолжать достаточно долго.

    Об итогах фестиваля рассказывает художественный руководитель и генеральный продюсер "Балтийских сезонов", генеральный директор Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский.

    Российская газета | Давид Яковлевич, среди калининградцев ходит шутка, что на вопрос приезжих: "Как вы здесь живете?" ответ звучит: "От сезонов - к сезонам". Жители области уже включили фестиваль "Балтийские сезоны" в число местных традиций. А как вы сами можете оценить свою работу?

    Давид Смелянский | Это сложно сделать - как говорится, родители любят своих детей, какие бы они ни были. Но, по моему мнению, на 95 процентов репертуар всех трех "Балтийских сезонов" был составлен правильно. Оставшиеся пять процентов - поправка на индивидуальные вкусы калининградцев. Кто-то, к примеру, получил огромное удовольствие от ансамбля Игоря Моисеева, а кто-то не может прийти в себя после балета Эйфмана - кому что нравится. В целом за это время на калининградской земле побывало 32 творческих коллектива, а общее количество участников-исполнителей составило 2150 человек. На первом фестивале один из его участников - Святослав Бэлза - сказал, что мы так высоко подняли планку "Балтийских сезонов", что в последующем удержать ее вряд ли удастся. Мы, слава богу, держим ее уже три года.

    РГ | Рождение фестиваля было связано с празднованием 750-летия Калининграда и 60-летия области. Тогда указом президента России на этот проект были выделены деньги из федерального бюджета. Этот сезон - последний, который проводится на бюджетные средства. Что будет дальше с фестивалем?

    Смелянский | Нам удалось создать успешный и устойчивый бренд фестиваля. Помнится, в самом начале мы с министром культуры области Михаилом Андреевым прошли через довольно приличное количество руководителей местных бизнес-структур с предложением оказать финансовую поддержку "Балтийским сезонам". Нас вежливо встречали, угощали чаем и так же вежливо выпроваживали. Поначалу я обижался. С другой стороны, если зрители нам не верили, что действительно будет Большой театр и приедет не второй состав исполнителей, а первый, то почему должны были верить бизнесмены? Теперь к нам относятся серьезно. И когда я говорю о будущем "Балтийских сезонов", то, к счастью, уже имею в виду не финансовую составляющую вопроса.

    РГ | Какие премьеры ждут калининградцев на следующих "Балтийских сезонах"?

    Смелянский | Работа по приглашению исполнителей уже ведется, но я не люблю говорить о том, чего не могу утверждать наверняка. К тому же мы сейчас находимся в ситуации, когда из-за "Балтийских сезонов" парализована работа Калининградского драмтеатра. Мы ведь забираем у него самое активное время - осенний сезон. Поэтому сейчас идет обсуждение новых сроков - может быть, стоит перенести фестиваль на лето.

    РГ | Содержание будущего фестиваля будет так же разнообразно по представленным театральным жанрам, как и в прошедших сезонах?

    Смелянский | Мы постараемся. Более того, фестивалю необходимо развиваться, в нем обязательно должны появиться какие-то экспериментальные вещи. Они не всегда зрительски востребованы и кассово обеспечены, но без них фестиваль будет мертв. Ведь в течение сезона не только мы приучаемся к калининградскому зрителю, но и наоборот. К тому же длительный период проведения фестиваля дает возможность провести массированную атаку художественно-воспитательной работы со зрителем. К примеру, в этом году на балет Эйфмана на каждый спектакль было продано всего по 500 билетов. Но теперь я точно знаю, что если я привезу его на следующий год, то театр разорвут в клочья. Калининградцы уже знают, кто такие Роберт Стуруа и Оскарас Коршуновас, и не боятся новаторских постановок классики.

    Поделиться