Volkswagen и Peugeot избавляются от руководителей
Весть об уходе Бернда Пишетсридера была как гром среди ясного неба. Полгода назад наблюдательный совет VW единогласно продлил его контракт до 2012 года. И вдруг отставка, тем более что ее причины представителями VW не комментируются. Сказано лишь, что решение принято по обоюдному согласию. Эксперты, однако, считают, что поводом отставки стал конфликт Пишетсридера с Фердинандом Пиехом, главой наблюдательного совета и бывшим гендиректором автоконцерна. Дело в том, что Пиех - внук Фердинанда Порше, который по приказу Гитлера спроектировал первые "народные автомобили". Деньги, заработанные на этом проекте, позволили семье Порше создать после Второй мировой войны фирму, выпускающую спортивные автомобили. Пишетсридер не скрывал, что не проявил энтузиазма в нынешнем году, когда фирма Порше стала самым крупным акционером VW. Он был сторонником союза с концерном MAN и шведской фирмой "Scania", чтобы создать крупнейшее в Европе производство по выпуску грузовиков. Пиех, напротив, ратует за то, что оба этих концерна влились в VW.
Не секрет и то, что Пиех отдает предпочтение усовершенствованию конструкций автомобилей, в то время как Пишетсридер больше уделяет внимания аспектам управления концерном. За четыре года работы в качестве гендиректора ему, кстати, многое удалось. Начав с реструктуризации концерна, он сменил почти все руководство VW, ответственное за бизнес в Северной Америке, где продажи авто стремительно снизились. Следующим шагом была реорганизация запутанной и бюрократизированной корпоративной структуры концерна, для чего потребовалось изменить внутреннюю отчетность. Пишетсридер положил начало также масштабным увольнениям, предложив уменьшить число рабочих мест на немецких предприятиях на 20 тысяч. По его мнению, зарплата на этих заводах была самой высокой в отрасли, что, конечно же, сказывалось на издержках производства. Тем более что хлопоты выявились на китайском рынке, где снизилась продажа автомобилей. В качестве выхода из сложного положения Пишетсридер предложил заморозить размер зарплаты. Его нововведения способствовали значительному повышению котировок акций концерна - в нынешнем году они выросли с 44 до 81 евро. Наконец, не без помощи Пишетсридера многим прежним руководителям пришлось оставить свои должности, так как они были уличены во взятии крупных взяток через сеть подставных фирм.
Прежней команде управленцев VW, прежде всего Пиеху, шаги, предпринятые гендиректором, видимо, не понравились. Председателя наблюдательного совета поддержали десять представителей трудового коллектива (по закону половина мест в немецких компаниях отведена представителям сотрудников компании и профсоюзам), и тем самым судьба гендиректора была решена. Скорее всего, его просто вынудили подать в отставку, весть о которой тотчас аукнулась во Франкфурте-на- Майне: курс акции VW упал там на 1,6 процента.
Для нас, россиян, естественно, небезразлично, как отразится уход Пишетсридера на калужском проекте VW. Как считают эксперты, на его реализацию отставка менеджера не повлияет.
На освобождающееся место предложена кандидатура Мартина Виртеркорна, нынешнего гендиректора компании Audi, выходящей в VW. Он близкий друг и сторонник Фердинанда Пиеха, а это значит, что проблем в руководстве быть не должно.
Во Франции - свои кадровые проблемы. Семья Пежо, которой принадлежит 30 процентов акций автокомпании, решила отправить на пенсию Жан-Мартена Фольца, которому в январе 2007 года исполнится 60 лет. Он руководил концерном десять лет, но, видимо, не совсем успешно. Из-за падения продаж и высоких производственных издержек прибыль "Пежо" снижается четвертый год подряд. В сентябре было объявлено о планах увольнения 10 тысяч сотрудников и сокращении капиталовложений на 500 миллионов евро.
Новым гендиректором станет 51-летний Кристиан Штрайф, месяц назад покинувший пост главы европейского авиастроительного концерна Airbus. Личность колоритная - пилот-автолюбитель, обожает скалолазание. 15 лет руководил в Германии компанией концерна Saint Gobain, являющейся крупным французским производителем стекла. Акции "Пежо" возросли после вести о назначении Штрайфа на 1,29 процента.
Кстати, концерном Airbus Штрайф управлял только 100 дней. По замыслам, он должен был вывести его из пропасти, в которой тот оказался по причине запаздывания с производством нового самолета А-380. Штрайф подготовил драконовские меры - массовые увольнения, отказ от старых методов производства. Однако он не получил необходимой политической поддержки и поэтому был вынужден подать в отставку.