Автоваз не может продать 70 тысяч автомобилей
На Волжском автозаводе вновь затоваривание. Непроданными числится более 70 тысяч автомобилей LADA. Это количество сопоставимо с 2001 годом, когда после того, как в отстое оказалось 80 тысяч машин, и заговорили о кризисе сбыта.
По мнению дилеров, на этот раз, как и пять лет назад, причиной затоваривания вновь является нелогичное ценообразование. В ОАО "Самара-Лада", к примеру, седьмое по счету с начала года повышение цен в среднем на 4 тысячи рублей (а с начала года "десятки", к примеру, подорожали более чем на 10 процентов) и стало причиной того, что в этом месяце машин на площадке на 20 процентов больше, чем в предыдущем. Тем более что цены на некоторые тольяттинские малолитражки вплотную приблизились к недорогим иномаркам (к примеру, "Рено-Логан" - 9 тысяч долларов), а то и превзошли их. Естественно, сильно уступая им в качестве. Поэтому дилеры АвтоВАЗа уже направили коллективное письмо заводу, в котором призвали его руководство не гнаться за инфляцией и не поднимать, а, наоборот, понижать цены на автомобили.
По мнению дилеров, из-за семикратного повышения цен в этом году, что является абсолютным рекордом, доля вазовских машин нынче составила на российском авторынке уже меньше 40 процентов. А поскольку, согласно контрактам, "Самара-Лада" не может закупать машин меньше, чем предусмотрено, дилерам приходится идти на дополнительные расходы для увеличения продаж. К примеру, теперь покупателям предоставляется три первых бесплатных ТО. В другой дилерской фирме автомобили продаются в кредит даже без первого взноса.
Поэтому дилеры сейчас всерьез опасаются очередного сбытового кризиса, который, как им кажется, уже не за горами. По мнению некоторых из них, развитие событий пойдет по следующему сценарию. Уже в этом месяце дилеры будут вынуждены сократить объемы предоплаты из-за нехватки оборотных средств, а банки сократят объемы кредитов дилерам. Сам АвтоВАЗ сократит объемы оплаты комплектующих или увеличит сроки их оплаты. Следом смежники сократят объемы закупок сырья и комплектующих для производства автокомпонентов и уменьшат поставки. В конце декабря-начале января завод уйдет на длительные каникулы, после которых объявит о серьезной корректировке планов производства на 2007 год.
По мнению директора автосалона Александра Новикова, к 2010 году заводу просто нечего будет предложить рынку, так как морально устаревшие автомобили даже по демпинговым ценам покупать уже никто не будет. Тем более что в то время Россия уже будет в ВТО, и, как прогнозирует глава минэкономразвития Герман Греф, иномарки подешевеют в среднем примерно на 1,5-2 тысячи долларов.