В Тольятти будут делать свои иномарки
По его словам, приблизительная мощность завода составит около 450 тысяч машин в год. В совместное производство планируется вложить около 1,5 млрд. евро. Сейчас рассматриваются два варианта развития событий. На новом заводе в равных пропорциях планируется выпускать целое семейство автомобилей класса С, разработанных Magna, а также автомобили "посторонних" иностранных автопроизводителей. Кроме того, Mаgna будет сотрудничать с "АвтоВАЗом" в организации и построении сбытовых сетей.
Напомним, что накануне мин-экономразвития и "АвтоВАЗ" подписали соглашение о промышленной сборке автомобилей, которым могут воспользоваться как российские, так и зарубежные инвесторы. По условиям соглашения, "АвтоВАЗ" вправе импортировать более трех тысяч автокомпонентов по сниженным таможенным ставкам (0-3 процента вместо действующих 5-15 процентов).
Таким образом, отмечают эксперты, с переходом на импортные комплектующие идея "100-процентного отечественного автомобиля" будет похоронена. Но никакого другого выхода, кроме того, как искать партнера за границей, у "градообразующего предприятия, которое прямо или косвенно кормит более полумиллиона жителей Тольятти, просто нет.
Своих технологий, отвечающих требованиям времени, у "АвтоВАЗа", на котором год назад сменилась власть, не появилось. Те платформы, что сейчас разрабатываются на заводе, отстают от уровня развития зарубежных конкурентов лет на 15-20.
Кроме того, недавно одна из российских крупнейших инвестиционных групп прекратила аналитическое освещение "финансовых новостей" с "АвтоВАЗа". По мнению экспертов, отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и иные показатели компании свидетельствуют о том, что у нее практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом по крайней мере в среднесрочной перспективе. Вдобавок аналитики считают, что скорее всего государственное финансирование в ближайший год "АвтоВАЗу" не грозит. Выделение бюджетных средств в более отдаленной перспективе также остается, по их мнению, под вопросом.
Менеджеры самого завода, узнавшие о готовящемся с канадцами соглашении со слов корреспондента "РГ", его перспективы оценивают по-разному. Одни считают, что это лишь очередной протокол о намерениях, коих уже было немало в последнее время. Другие удивлены тем, что о таком важнейшем для предприятия соглашении сообщает не руководство самого завода, а руководитель Роспрома. Третьи все-таки надеются, что это не очередной блеф новой команды управленцев, как это было с уже ранее продекларированным тем же Борисом Алешиным строительством нового автозавода стоимостью 5 миллиардов долларов, место под который уже даже было освящено.
Но, правда, все они сходятся в одном: заводу, переживающему сейчас довольно трудные времена, очень нужен стратегический иностранный партнер, так как еще около десятка лет назад прежний руководитель завода Владимир Каданников, отвечая на вопрос о том, на сколько лет отстал "ВАЗ" от мирового автостроения, честно признался: "Навсегда". Поэтому только партнерство с каким-то крупным иностранным автоконцерном сможет вывести предприятие если и не в лидеры, то хотя бы в середнячки мирового автопрома. И фирма Мagna хорошо известная среди автостроителей мира сооружениями заводов, на которых выпускаются многие известные модели автомобилей, как нельзя лучше подходит для такого партнерства.
Между тем экономический рост и льготный режим промсборки сделал из России эльдорадо для мировых производителей автомобилей. По прогнозам российских аналитиков, к 2010 году на долю иностранных производителей будет приходиться почти 1 млн. автомобилей. Тем более что возможности российского Автомобильного рынка, по меркам иностранцев, безграничны. Автомобилизация населения в России - 160 автомобилей на тысячу человек. Это в
2 раза ниже, чем в Европе.
В мире, отмечают эксперты, почти не осталось автогигантов, которые бы сегодня не имели или не планировали бы иметь своих заводов в России.
Аркадий Соларев,
Татьяна Зыкова
ТОЛЬЯТТИ