На момент нашего путешествия гид становится для нас ближайшим родственником или талисманом того нового мира, который мы для себя открываем. Корреспондент "РГ" в преддверии долгих выходных встретилась с профессиональными лицензионными гидами - лондонским и московским - и расспросила их о секретах ремесла и о том, как изменились туристы.
Российская газета | Каков типичный портрет сегодняшнего туриста? Чем отличаются нынешние туристы от туристов прошлых лет?
Миллер | У меня бывают разные туристы. Я много работаю с вип-туристами из России. Как правило, люди очень богатые - они об Англии мало что знают и предпочитают пойти в ресторан вместо того, чтобы сходить в Британский музей. Российские туристы среднего класса, особенно москвичи, наверное, самые знающие и интересующиеся миром люди. Если вы идете, к примеру, в Национальную галерею, групп на русском языке там, наверное, три четверти из всех. И одна четверть - японская.
Что изменилось? Я напомню, что в прежние времена был в каждой группе спецсопровождающий и нужно было первым делом сброситься, купить букет, отправиться на Хайгейтское кладбище и возложить его на могилу Маркса. Сейчас меня, может быть, раз в три года об этом спрашивают. И вообще люди удивляются, узнав, что Маркс похоронен в Лондоне. А молодежь вообще не знает, кто это.
Фотеева | Если раньше туристы много чего хотели узнать, то сейчас они приезжают весьма информированные о нашей стране. Туристов очень интересуют наши социальные условия - какая пенсия, какие зарплаты.
С туристами из Лондона я работаю редко. В основном с американцами. Но они очень разные. Есть слой, который вообще ничего не знает. Одна американка в Оружейной палате, услышав мой рассказ про трон Ивана Грозного, вдруг сказала: "Да я его знаю. Это муж Анны Карениной". Я порадовалась - хоть что-то она слышала об Анне Карениной и об Иване Грозном. Ведь и мы не так много знаем об Америке. Насчет одежды. Все интуристы надевают самое плохое - то, что в дорогу. Не то что наши - берут за границу самое лучшее. Эти, наоборот, стараются надеть функциональную, удобную одежду: кроссовки, куртки с капюшоном.
РГ | Какие места предпочитают туристы сегодня в Лондоне? В Москве?
Миллер | Зависит от контингента. Если это "золотая молодежь", дети олигархов, они сразу же отправляются в Тэйт - галерею современного искусства, в Центр Помпиду. Есть модные магазины. Туристы среднего класса в такое место, как Лондон, едут раз в жизни, ну, может быть, два. Провожу для таких общую программу - Британский музей, Национальная галерея, Вестминстерское аббатство, Тауэр. Музей декоративного и прикладного искусства Альберта и Виктории - это уже для избранных. Он популярен у россиян, как место, где можно походить без гида.
Фотеева | В Москве больше всего посещают Кремль, Красную площадь, Коломенское. А сейчас, конечно, будут посещать и Царицыно. И, конечно, Пушкинский музей и Третьяковская галерея. Но продвинутые туристы любят ходить по небольшим музеям, по усадьбам. Усадьбе Льва Толстого, например, Останкино, Кусково. Особый ажиотаж вызывает у туристов Мавзолей.
Одна из самых популярных экскурсий - по московскому метро. Метро поражает всех. На станции "Площадь Революции" фигуры щупают и гладят.
РГ | У каждого из вас наверняка есть любимая, нестандартная экскурсия?
Миллер | У меня как у гида есть два направления. Это - архитектура и садоводство. Садоводство в Англии - это коронная тема. Дворец Хэмптон-Корт, который можно смотреть во всей красе только в определенное время года, в мае-июне. Там даже видно, как олени пасутся.
Лондон сегодня рассматривается как архитектурная столица мира, все важнейшие специалисты должны там отметиться. Российские архитекторы, которые строят "Москва-Сити", приезжают группами по 50 человек, и я их вожу. По новому олимпийскому кварталу, по новому финансовому кварталу.
Фотеева | Я люблю с Храма Христа Спасителя, наверху, с колоннады, проводить обзорную экскурсию для гостей. Туда водят экскурсии сами работники, но от них можно оторваться. Там открывается потрясающий вид на Москву! Кремль лежит, как шкатулочка на ладони. Вообще лучший вид на Москву с гостиницы "Украина", с 29-го этажа. Но там не видно Кремля.
А в последнее время есть веб-камеры, установленные на здании Университета, на гостинице "Балчуг". После экскурсий многие туристы приезжают домой, заходят в Интернет, смотрят на Москву и вспоминают.
РГ | Сколько стоит заказать вашу индивидуальную экскурсию?
Миллер | Наши минимальные расценки сейчас (они каждый апрель меняются) стоят 123 фунта полдня (не больше четырех часов) и 201 фунт - не меньше 8 часов.
Если мы видим, что можем с клиента получить больше, не потеряв его при этом, что немаловажно, то запрашиваем больше. Это все предмет торговли. К сожалению, если мы работаем на большие агентства, то всегда берем только минимум. Деться некуда.
Фотеева | Наша оплата стандартна - 20 евро в час. Но если платят больше, мы не отказываемся.
Заказывают экскурсию по Кремлю и по Оружейной палате. Оружейная палата - полтора часа, ну и Кремль - три часа. Все вместе - 60 евро. Все говорят - это мало. За Кремль - 100 евро, потому что там ты выкладываешься по полной программе. Опять же все зависит от группы и клиента.
РГ | Гиды обычно долго говорят. В том числе и на морозе. Есть ли у вас какие-то профессиональные приемы, как не замерзать? Или что делать, чтобы не садились голосовые связки?
Фотеева | Если горло першит, я всегда вожу собой небольшую бутылочку воды с медом. А что касается усталости и "замерзшести" - у нас этого нет. Пока говоришь, не чувствуешь ни того, ни другого. Такой подъем! И даже не понимаешь, как это люди мерзнут.
Миллер | Сегодня появились всевозможные коробки с динамиками. Но есть способ, когда у всех туристов наушнички, а у гида - маленький микрофончик. Ты идешь по музею и шепчешь в него. Такая система, рассчитанная на 20 человек, стоит примерно 6 тысяч долларов.