24.01.2007 01:00
    Поделиться

    Воронежская прокуратура вступилась за сельские школы

    Нынешняя непростая ситуация имеет свою предысторию. Еще четыре года назад наряду с двумя российскими регионами Воронежская область стала участником пилотного проекта "Реформа системы образования". Одной из задач проекта, реализация которого закончилась в декабре 2006-го, провозглашалась оптимизация (или реструктуризация) сети общеобразовательных школ. В регионе были созданы школьные округа с центром в так называемой базовой школе, где сконцентрировались материальные и кадровые ресурсы - туда и стали свозить учеников из близлежащих сельских школ. Главный смысл нововведения в том, что в условиях нехватки бюджетных средств в малочисленных школах нет возможности оборудовать полноценные профильные кабинеты физики, химии, биологии. Значит, все - квалифицированные кадры, оборудование, детей - целесообразно сосредоточить в одном месте, где и давать полноценные знания. В рамках той же реформы с 1 января прошлого года в Воронежской области было введено подушевое финансирование учреждений образования. Согласно этой методике финансируется не школа вообще, а каждый отдельно взятый ученик. По мнению идеологов реформы, это более эффективное и справедливое распределение средств: если школа, где рационально распоряжаются финансами, зарекомендует себя как учреждение, дающее качественное образование, родители будут стремиться отдавать детей именно сюда. Соответственно с увеличением числа учеников будет расти и бюджет учреждения. В идеале должна образоваться конкуренция среди школ на предмет качества предоставления образовательных услуг.

    К тому же, так уж получилось, что реорганизация воронежского образования совпала с реформой местного самоуправления: для глав муниципальных образований, у которых с вступлением в силу 131-го закона полномочий явно прибавилось, а финансы по-прежнему в дефиците, оптимизация школ стала одним из способов сократить бюджетные расходы.

    Между тем, еще на старте "реформенных" преобразований, некоторые специалисты высказывали мнение, что подушевое финансирование - палка о двух концах, которая прежде всего ударит по малокомплектным школам. Что же касается конкурентной борьбы школ за учеников, то сразу было понятно, что эта "формула успеха" применима скорее для города, а не для сельской глубинки, где между двумя ближайшими школами (при дорогах, мягко говоря, не лучшего качества) расстояние может быть в десятки километров.

    Тревожные "сигналы" из сельских районов стали поступать еще в 2005-м году. К примеру, "РГ" рассказывала о попытке реорганизации  школы в селе Князево, против чего выступили местные жители. Общими усилиями школу удалось отстоять. Но на повестке дня осталась проблема "экономической целесообразности" малокомплектных школ, которых на сегодняшний день в регионе - 327 (примерно третья часть от общего количества).

    В прошлом году на предмет недофинансирования малокомлектных школ активизировались профсоюзы, трижды и безрезультатно обращавшиеся к руководству области. По словам пресс-секретаря воронежского обкома профсоюзов работников народного образования и науки Людмилы Тореевой, требование было одно: финансировать школы исходя "не из откровенно куцых подушевых норм", предусмотренных соответствующим постановлением обладминистрации, а в соответствии с п.2 ст.41 закона РФ "Об образовании", где также имеются определенные нормативы, напрямую, впрочем, не связанные с числом обучающихся.

    По мнению профсоюзов, нищенское существование и, в конце концов, закрытие малокомплектной школы выливается в серьезную социальную проблему - постепенное вымирания села, где школа традиционно является центром притяжения.

    Как стало известно, на призывы общественников отреагировала областная прокуратура, которая вынесла представление, где предложила областным властям устранить нарушения закона "Об образовании".

    Поделиться