Нынешняя непростая ситуация имеет свою предысторию. Еще четыре года назад наряду с двумя российскими регионами Воронежская область стала участником пилотного проекта "Реформа системы образования". Одной из задач проекта, реализация которого закончилась в декабре 2006-го, провозглашалась оптимизация (или реструктуризация) сети общеобразовательных школ. В регионе были созданы школьные округа с центром в так называемой базовой школе, где сконцентрировались материальные и кадровые ресурсы - туда и стали свозить учеников из близлежащих сельских школ. Главный смысл нововведения в том, что в условиях нехватки бюджетных средств в малочисленных школах нет возможности оборудовать полноценные профильные кабинеты физики, химии, биологии. Значит, все - квалифицированные кадры, оборудование, детей - целесообразно сосредоточить в одном месте, где и давать полноценные знания. В рамках той же реформы с 1 января прошлого года в Воронежской области было введено подушевое финансирование учреждений образования. Согласно этой методике финансируется не школа вообще, а каждый отдельно взятый ученик. По мнению идеологов реформы, это более эффективное и справедливое распределение средств: если школа, где рационально распоряжаются финансами, зарекомендует себя как учреждение, дающее качественное образование, родители будут стремиться отдавать детей именно сюда. Соответственно с увеличением числа учеников будет расти и бюджет учреждения. В идеале должна образоваться конкуренция среди школ на предмет качества предоставления образовательных услуг.
К тому же, так уж получилось, что реорганизация воронежского образования совпала с реформой местного самоуправления: для глав муниципальных образований, у которых с вступлением в силу 131-го закона полномочий явно прибавилось, а финансы по-прежнему в дефиците, оптимизация школ стала одним из способов сократить бюджетные расходы.
Между тем, еще на старте "реформенных" преобразований, некоторые специалисты высказывали мнение, что подушевое финансирование - палка о двух концах, которая прежде всего ударит по малокомплектным школам. Что же касается конкурентной борьбы школ за учеников, то сразу было понятно, что эта "формула успеха" применима скорее для города, а не для сельской глубинки, где между двумя ближайшими школами (при дорогах, мягко говоря, не лучшего качества) расстояние может быть в десятки километров.
Тревожные "сигналы" из сельских районов стали поступать еще в 2005-м году. К примеру, "РГ" рассказывала о попытке реорганизации школы в селе Князево, против чего выступили местные жители. Общими усилиями школу удалось отстоять. Но на повестке дня осталась проблема "экономической целесообразности" малокомплектных школ, которых на сегодняшний день в регионе - 327 (примерно третья часть от общего количества).
В прошлом году на предмет недофинансирования малокомлектных школ активизировались профсоюзы, трижды и безрезультатно обращавшиеся к руководству области. По словам пресс-секретаря воронежского обкома профсоюзов работников народного образования и науки Людмилы Тореевой, требование было одно: финансировать школы исходя "не из откровенно куцых подушевых норм", предусмотренных соответствующим постановлением обладминистрации, а в соответствии с п.2 ст.41 закона РФ "Об образовании", где также имеются определенные нормативы, напрямую, впрочем, не связанные с числом обучающихся.
По мнению профсоюзов, нищенское существование и, в конце концов, закрытие малокомплектной школы выливается в серьезную социальную проблему - постепенное вымирания села, где школа традиционно является центром притяжения.
Как стало известно, на призывы общественников отреагировала областная прокуратура, которая вынесла представление, где предложила областным властям устранить нарушения закона "Об образовании".