ГИБДД: экзамен на права будут записывать на видео
И в первую очередь - новичков, именно тех, у кого стаж вождения - до трех лет. Именно такие неопытные водители, считает Чекалин, совершают до 40 процентов дорожных аварий. Вообще-то официальная милицейская статистика утверждает, что новички на дорогах виноваты в 15 процентах ДТП. Но, предполагает Чекалин, таких случаев гораздо больше. Ведь статистика не учитывает психологические аспекты начинающих водителей, которые в первое время двигаются с малой скоростью и создают массу мелких аварийных ситуаций, на которые не вызывают автоинспекторов.
Армия водителей в России растет как на дрожжах. Только в прошлом году права получили около 1 миллиона 900 тысяч человек. И безопасность на дорогах, считают в МВД, во многом зависит от их подготовки.
Не первый год идут споры о том, как эту подготовку улучшить. Как избавиться от системы покупки водительских прав и взяток на экзаменах. Кстати, статистика утверждает, что с первого раза экзамен сдают только 60 процентов кандидатов в водители.
Поэтому в первую очередь милиция решила начать с себя. Александр Чекалин сообщил, что ГАИ будет снимать на видеокамеру каждый практический экзамен по вождению в автошколах.
- Введение специальных комплексов, позволяющих осуществлять видеосъемку экзаменов, позволит полностью исключить субъективность при приеме экзаменов, а сам процесс сдачи будет прозрачен и понятен всем, - рассказал первый замминистра. - Сейчас в ряде автошкол в Удмуртии и Приморском крае прием практического экзамена уже осуществляется с использованием видеосъемки.
Более того, по словам Чекалина, милиция возбудила уголовные дела против посредников, в том числе работников автошкол и сотрудников экзаменационных подразделений, которые за взятки организовывали выдачу водительских удостоверений.
Понятно, что учиться управлять автомобилем отныне придется очень даже серьезно. Александр Чекалин сообщил, что МВД предложило пересмотреть условия лицензирования автошкол и предусмотреть возможность контроля ГАИ за деятельностью этих учреждений. Автошкол в стране - более 7,8 тысячи.
Самое главное, МВД предложило значительно пересмотреть программу подготовки водителей. Например, по-разному обучать профессионалов и любителей. Александр Чекалин объяснил, что необходимо ввести понятие двухуровневой подготовки водителей.
- Один уровень нужен для получения прав с целью занятия водительской деятельностью на профессиональной основе, выполнения коммерческих перевозок или работы по найму, другой - просто для получения удостоверения, - рассказал Чекалин.
МВД уже направило в министерство образования и науки предложения для таких раздельных типовых программ подготовки и переподготовки водителей.
- В частности, речь идет о методике обучения управления машиной с автоматической коробкой передач, подготовке водителей на специально оборудованных автодромах с возможностью автоматизированного контроля и фиксации ошибок, - подчеркнул Чекалин. - Кроме того, предлагается увеличить количество часов практического обучения вождению в условиях реального дорожного движения. Ввести дополнительные предметы, предусматривающие изучение особенностей психофизиологического состояния водителей.
По специально разработанным программам предполагается готовить и преподавательский состав автошкол.
- Конечно, введение этих норм повлечет увеличение часов обучения и, соответственно, внесет изменения в экзаменационные билеты и порядок приема экзаменов, в первую очередь подготовки профессионалов,- заявил Чекалин. - Однако цель в данном случае полностью оправдывает средства.
В прошлом году ГАИ выдала водительские удостоверения более чем 200 тысячам человек, прошедшим подготовку самостоятельно. Такое бывает: гражданин без всяких автошкол научился крутить баранку, выучил правила и сдал экзамены. Так вот, МВД предлагает разрешить сдавать на права экстерном только жителям отдаленных районов. Потому что такие самоучки приходят на экзамен неподготовленными, вдвое чаще, чем выпускники автошкол, направляются на повторную переэкзаменовку. А пересдавать экзамены можно неограниченное количество раз. Все это - за госсчет.
- Можно сказать, что молодые люди, учитывая малую стоимость взимаемой пошлины,- а это 100 рублей за теоретический экзамен и столько же за практический, - при неоднократной сдаче бесплатно используют государственный транспорт и вычислительную технику, осуществляя свою подготовку, - объяснил Чекалин.
Правда, признал первый замминистра, полностью отказаться от сдачи экзаменов экстерном не получится. Ведь в России очень много небольших поселков, которые удалены от городов, где находятся автошколы.
Есть у МВД и другие предложения к правительству и законодателям. Милиция не поддерживает идею передачи проведения техосмотра машин в частные руки.
- Сегодня функция техосмотра является полицейской, а не коммерческо-технической, - рассказал Александр Чекалин. - В год при проведении техосмотра сотрудники ГАИ заявляют примерно 25 тысяч криминальных фактов, связанных с незаконным оборотом автомобилей. Выявляется большое количество подложных документов, машин с перебитыми номерами, транспортных средств и лиц, находящихся в розыске.
Однако Чекалин не исключил присутствие в этой сфере бизнеса. По его словам, МВД готово сотрудничать с коммерческими организациями.