Сибирский министр труда и социальной политики Андрей Бесштанько побывал на Деловом завтраке в "РГ"

Российская газета | Андрей Владимирович, недавно вы отметили тридцатилетний юбилей. Раскройте секрет, как вы стали министром?
Андрей Бесштанько | Прошлым летом я руководил крупным департаментом в министерстве государственно-правового развития области, занимался судебным направлением и представлял себе совсем иные перспективы. В кресле министра уж точно себя не представлял. Поэтому такое предложение было для меня полной неожиданностью. За доли секунды вся жизнь прошла перед глазами. Даже подумал, может, все мне это приснилось. Но решение принял сразу.
РГ | А пост министра труда и социального развития очень ответственный. Ваши друзья не сочувствовали вам?
Бесштанько | И поздравляли,
и вздыхали одновременно.
РГ | Какими были первые впечатления от корабля, за штурвал которого вы встали?
Бесштанько | Если сравнить наше министерство с кораблем, то это судно, которое настроено на крейсерский ход. В ручном режиме управлять им очень сложно.
Для меня, поскольку я работал в судебном департаменте министерства государственно-правового развития области, главный принцип жизни был "дайте мне шашку и коня – и на линию огня". Возглавив социальное ведомство, пришлось пересмотреть свои взгляды. Например, когда видишь в Алексеевском доме-интернате ребенка­инвалида, чье жизненное пространство ограничено несколькими квадратными метрами, и нянечку, чье место работы – это небольшая комната с детскими кроватками, волей­неволей на жизнь начинаешь смотреть по-другому. Меня очень удивило то, что в этой системе, несмотря на нагрузку, в абсолютном большинстве работают самокритичные, добросовестные и исполнительные люди, которые живут болью тех, кто к ним обращается за помощью.
Ежедневно нашим сотрудникам приходится иметь дело с психологическим и социальным стрессом. При этом уметь держать удар и сохранять спокойствие, чего бы этого ни стоило, иначе негатив вернется сторицей. Поэтому самое главное требование к социальному работнику – это стрессоустойчивость. Ни в коем случае нельзя отгораживаться от чужих проблем, но и замыкаться на них тоже нельзя. Занимая этот пост, я знал, что здесь надо либо себя отдавать полностью, либо этим не заниматься вовсе. И так здесь работают все.
РГ | Сколько людей в Омской области нуждается в социальной поддержке?
Бесштанько | Большинство из нас рано или поздно сталкиваются с проблемами, с которыми без социальной помощи бывает сложно справиться. Сегодня в базе министерства только пенсионеров порядка полумиллиона человек. Плюс семьи, имеющие детей, которых как минимум вдвое больше. Плюс другие категории, которым положены государственные пособия и льготы. В общей сложности получается порядка миллиона человек. В общем, структура огромная и по объему, и по задачам.
РГ | Каков штат ваших сотрудников и какую зарплату они получают?
Бесштанько | В системе соцзащиты области заняты 14,5 тысячи человек. Зарплата у тех, кто непосредственно работает с людьми, к сожалению, оставляет желать лучшего, поскольку еле­еле находится в пределах прожиточного минимума. Так что гордиться особо нечем. Но как это ни парадоксально, дефицита кадров на селе нет. Там и три тысячи рублей – деньги. В этом году мы попытаемся по-новому выстроить кадровую работу. Будем создавать возможности для здоровой конкуренции, чтобы люди развивались, видели перспективу в профессиональной деятельности и получали достойную зарплату.
РГ | Нынешний год объявлен омским губернатором Годом семьи. Какими законодательными актами и мероприятиями это будет подкреплено?
Бесштанько | Во­первых, в канун 2007 года был принят целый ряд законов по материальной поддержке института семьи и материнства. Во­вторых, в районах региона запланированы мероприятия, посвященные пропаганде семейных ценностей, повышению уважения к материнству, отцовству и детству. Это и форумы матерей, и создание семейных клубов, и проведение детских конкурсов. Большое внимание в рамках Года семьи уделяется институту детства. Мой дед, которому в этом году исполняется 90 лет, одобряет наши планы, справедливо полагая, что семья с одним ребенком – не семья, с двумя детьми – полсемьи, а вот с тремя – это уже настоящая семья.
РГ | Пока такие семьи – большая редкость…
Бесштанько | А почему? Потому что проблемы детства на уровне государственного регулирования воспринимаются фрагментарно. Государство в этой сфере выступает в роли пожарного. Есть проблема? Принимаются необходимые нормативные акты, оказывается финансовая поддержка. А вот комплексного подхода пока нет. Если вспомнить историю, то к детству начали проявлять здоровый научно-социальный интерес лишь в начале прошлого столетия. Тогда появились первые научные работы по этой теме, было признано детское творчество. Потом все наработанное в этой сфере разбилось о революцию. Двадцатый век вообще по-особому выстроил отношение к детству. Это век, который поднял руку на ребенка, начал арестовывать детей, заключать их в концлагеря. Да и после второй мировой войны детством постоянно экспериментировали. Детей лишали колыбельных, семейного общения, пытались упорядочить октябрятскими и пионерскими отрядами. В результате, встроив в социальную модель, его содержание выхолостили. И закончилось это все тем, что взрослые, занявшись в девяностых годах проблемами выживания, оставили подрастающее поколение наедине с проблемами и социальными рисками. Мне кажется, без родительской заботы и внимания трудно воспитать социально здорового человека.
РГ | В семье губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина четверо детей. А у вас есть семья?
Бесштанько | Конечно. Но у мня пока один ребенок — дочь Екатерина, которой исполнилось два года. На достигнутом с женой останавливаться не собираемся. Думаю, что в нашей семье еще будут дети.
РГ | Почему разработанная министерством целевая программа, посвященная демографии, не нашла поддержки областных властей?
Бесштанько | Мы, наверное, слишком увлеклись материальной поддержкой, и программа несколько потеряла свою целостность. Губернатор правильно заметил, что детей не купишь, необходимо в общественном сознании, в человеческом сознании менять отношение к родительству, делая этот статус почетным. Сегодня задача номер один — создать общество, которое бы очень терпимо и с пониманием относилось к работающим коллегам, имеющим детей. В этом направлении мы намерены очень тесно сотрудничать с министерствами образования, культуры и здравоохранения. Если в 2007 году кто­то задумается о создании семьи и рождении ребенка, это уже будет хорошо.
РГ | При этом было бы неплохо, чтобы это были полноценные, здоровые и талантливые дети...
Бесштанько | Действительно, сегодня важно не только произвести на свет, но и воспитать достойного человека. И здесь, на наш взгляд, необходимо создать нечто вроде родительских клубов, где родители могли бы обсуждать проблемы воспитания, типичные для каждой семьи. Еще очень важно не упустить поколение, которое уже появляется на свет.
РГ | Вопрос от читателя. Николай Михайлюк из Красноярки спрашивает, как вы относитесь к закону о монетизации льгот, и ожидаются ли в этом году какие­то изменения?
Бесштанько | Региональная власть, как и прежде, в реализации 122-го закона о монетизации льгот будет придерживаться принципа "не навреди". Натуральные и обналиченные их формы составляют единое целое и предоставляются всем льготникам, независимо от того, относятся ли они к федеральному регистру или региональному. Сейчас очень многие из тех, кто выбрал деньги, вновь отдают предпочтение старой системе льгот. Так что, судя по всему, монетизацию вряд ли безоговорочно можно назвать шагом вперед.
РГ | Социальная сфера невозможна без конфликтных ситуаций. Прокомментируйте последний скандал вокруг Нежинского дома престарелых, директор которого обвиняется в обмане стариков и отчуждении их квартир.
Бесштанько | В истории с Нежинским интернатом я увидел очень много бюрократической глупости. Помните, в "Золотом теленке" жильцы одной коммунальной квартиры начали делить комнату, хозяин которой куда-то исчез. Проводили собрания, спорили. Это стремление поуправлять, причем всем и вся, имеет место и в истории с Нежинским. Признаться, я испытываю неприятные чувства в этой связи. Впрочем, точку в этом деле еще ставить рано, и я, как юрист, пока не вижу юридической основы, на которой будет строиться обвинение прокуратуры. Поэтому не без оснований могу предположить, что оно может развалиться в суде. Вообще, к проверкам прокуратуры нам не привыкать. Эти и другие органы контролируют нас двенадцать месяцев в году. Одна из особенностей нашего министерства в том, что конфликтная тематика, присутствует всегда. Само понятие "трудная жизненная ситуация", с которым приходится сталкиваться нашим подопечным, уже несет в себе в себе конфликт.
РГ | Прокуратура выявила и проблемы, связанные с отсутствием должного учета, в частности, в сфере охраны интересов детей­инвалидов.
Бесштанько | Эта проблема действительно существует. Функции контроля  в этой сфере теперь переданы и нам. Уверен, что мы наведем здесь порядок. Тем более что в самое ближайшее время планируем создать единый электронный банк данных, в который попадут все наши клиенты. Новая система поможет не только собрать всю информацию в одном месте, но и позволит исключить накладки, когда один и тот же человек является получателем сразу нескольких дублирующих друг друга льгот. В апреле закончим подготовку и начнем реализацию этого проекта. Так что учетная политика министерства кардинально изменится, и это избавит нас и наших клиентов от неразберихи.
РГ | Вопрос от заслуженного учителя Александра Потапова касается реализации указа губернатора № 155 "О дополнительном ежемесячном вознаграждении за особые заслуги перед Омской областью". Александр Львович Потапов сдал документы еще
1 февраля. Прошел год, а никаких выплат не производилось.
Бесштанько | На одном из последних заседаний правительства был утвержден список из 476 человек, которые станут получателями такой доплаты из бюджета. На очереди — еще 600 кандидатов. Возможно, Александр Львович попал в этот список. Надо сказать, что это один из сложнейших вопросов, которыми приходится заниматься министерству. Очень часто для получения той или иной льготы человеку не хватает какого-то сущего пустяка. Например, пенсия на рубль больше прожиточного минимума – и пенсионер уже не вправе претендовать на субсидию, или в трудовом стаже не хватает месяца, чтобы человек мог стать получателем ветеранского пособия. Так и в реализации этого указа. Иногда кандидату на ежемесячное вознаграждение за особые заслуги не хватает какой­то формальности.
РГ | Какие изменения с вашим приходом ожидают министерство?
Бесштанько | В первую очередь будет усилена правовая служба. Как я уже говорил, мы постоянно живем в конфликтной ситуации. У нас много судов, к счастью, не с омичами, а с организациями, которые в одной упряжке с нами обеспечивают льготы. Немало хлопот связано с реформой ЖКХ. Нередко бывает, что один жилой дом формально могут обслуживать три коммунальные организации. И все претендуют на компенсацию по льготам. Поскольку мы ответственны за каждый бюджетный рубль, приходится в подобных вопросах досконально разбираться. К тому же законодательство сегодня стремительно меняется, значит, меняется и стиль нашей работы. В этом году для удобства омичей мы попытаемся подготовить так называемый социальный кодекс Омской области. Он поможет разобраться во всех мерах соцподдержки, реализуемых в регионе. Наряду с правовым департаментом в структуре министерства появится управление внутреннего аудита и методологии бюджетного процесса и информационно­аналитический отдел. Информировать о мерах поддержки сегодня важно не меньше, чем их реализовывать. Ведь социальная политика создает лицо региона. К тому же она формирует отношение людей к власти. Я считаю, что нужно не только выполнять свою работу, но и рассказывать о ней.
РГ | У омичей по поводу социальных программ есть немало вопросов. Есть ли возможность оперативно получать ответы на них?
Бесштанько | В министерстве ежедневно с девяти утра и до пяти вечера работает справочно­консультационная служба. По телефону 24-87-68 каждый может позвонить и получить квалифицированный ответ на любой интересующий его вопрос. Информацию можно также получить на сайте министерства www.omskmintrud.ru.


Подготовила Светлана Давыдова