Российские сенаторы вчера со второй попытки, после угроз и уговоров со стороны спикера СФ, согласились отменить спецномера и спецсигналы на автомобилях народных избранников. Но проблемы, возникшие при голосовании, не помешали главе палаты объявить о начале нового этапа борьбы с привилегиями для чиновников.

В среду состоялось первое в нынешнем году заседание верхней палаты парламента. Сенаторы приняли несколько важных поправок в законодательство, которые, по замыслу их разработчиков, призваны упорядочить работу органов власти. Так, сенаторы практически единогласно проголосовали за законопроект, запрещающий членам правительства иметь двойное гражданство. Напомним, что аналогичный запрет уже действует в отношении премьер-министра. Одобренные вчера изменения в Закон "О правительстве РФ" касаются вице-премьеров и федеральных министров.

Вчера же сенаторы также единодушно проголосовали за нашумевшие поправки в Закон "О Конституционном суде РФ", который предусматривает, что местом постоянного пребывания КС станет Санкт-Петербург. В конце прошлого года сенаторы отказались принять эти поправки и отправили их на доработку в Госдуму. Членов СФ не устроило предложение депутатов запретить Конституционному суду проводить выездные заседания в других городах России. В соответствии с принятым вчера вариантом поправок КС сможет проводить выездные заседания в любом городе России, выбранном самими судьями. Кроме того, в Москве будет открыто постоянное представительство КС. В документе подчеркивается, что "дата начала осуществления Конституционным судом конституционного производства в Санкт-Петербурге устанавливается президентом России по согласованию с КС". Сенаторы прогнозируют, что главный суд страны может переехать в Северную столицу ближе к лету нынешнего года.

Никаких споров не возникло вчера в Совете Федерации и вокруг поправок, отменяющих норму об обязательном наличии юридического образования для членов Центральной избирательной комиссии. Теперь членом ЦИК сможет стать любой гражданин, имеющий высшее образование. Глава Центризбиркома Александр Вешняков много раз высказывался против того, чтобы граждане, не обладающие юридическим образованием, имели возможность занимать должности членов ЦИК. По его мнению, приход непрофессионалов с точки зрения правоведения в Центризбирком может излишне политизировать этот государственный институт контроля за выборами. А это нежелательно перед чередой избирательных кампаний, начинающихся в этом году. Кстати, вчера утром Вешняков приезжал в Совет Федерации и в кулуарах общался с сенаторами, однако выступать на трибуне СФ не стал, видимо, убедившись в том, что парламентарии не склонны прислушиваться к его рекомендациям.

Быстро разобравшись с вопросами, касающимися работы правительства, Конституционного суда и Центризбиркома, парламентарии неожиданно "споткнулись" на законопроекте, имеющем непосредственное отношение к их собственной жизни и деятельности. Вчера сенаторы демонстративно проголосовали против поправок в закон о статусе члена СФ и депутата Госдумы, предусматривающих ликвидацию особых государственных регистрационных знаков для служебных либо личных автомобилей народных избранников. Сенаторы не стеснялись в резких выражениях критиковать эти поправки. Сенатор Валентин Завадников назвал их предвыборным "фарсом" и частью "шоу-бизнеса". Сенатор Александр Суворов посетовал на то, что парламентарии и так добираются до работы по несколько часов. Его коллега Валерий Трушников призвал отменить спецномера и "мигалки" для всех чиновников, за исключением 10-15 высших государственных лиц. В разгоревшийся спор пришлось вступить спикеру СФ Сергею Миронову. Он довольно эмоционально объяснил членам СФ, что вся палата окажется "в очень некрасивом положении", отказываясь отменять спецномера. "Я призываю вас с самих себя начать борьбу с привилегиями", - обратился Миронов к сенаторам. В итоге скандальные поправки были поставлены на переголосование и со второй попытки одобрены. В перерыве заседания Сергей Миронов рассказал журналистам, что сам он не ездит "с мигалкой" уже более года. "По закону, мне положена машина сопровождения, но я стараюсь не злоупотреблять этим, и когда езжу по частным вопросам, стараюсь от этого отказываться и не создавать неприятностей на дорогах", - сообщил спикер.