Впрочем, и самой Татьяне Голиковой было не до веселья. Она вчера отстаивала поправки в Бюджетный кодекс. Миссия непростая, ведь ей надо было объяснить, с какой целью вводятся изменения в бюджетный процесс. Непонимающих оказалось больше, чем предполагалось. После того как министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф договорились по главным спорным моментам, казалось бы, и обсуждать особо нечего. Хотя, как заметил замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, "разногласия, конечно, остались, но по большей части технического характера".
Но в процессе обсуждения выяснилось, что остался неясным и вопрос о судьбе доходов из внебюджетных источников бюджетных учреждений. Поэтому вопрос представителя министерства культуры о том, должны ли, согласно новой редакции Бюджетного кодекса, поступать в бюджет средства от спонсоров и меценатов, вдруг нарушил шаткое равновесие в зале.
- Где вы сегодня это прочитали? - с нескрываемым раздражением неожиданно для всех грозно спросила Татьяна Голикова. - Поправки пока не включают положение, обязывающее бюджетные учреждения переводить в казну все доходы от платных услуг. Такой переход возможен, однако сроки не определены, подобные решения правительство может принять в будущем.
Кстати, именно на этой поправке на совещании у премьер-министра Михаила Фрадкова, прошедшем буквально за несколько дней до заседания кабинета министров, настаивал сам министр финансов Алексей Кудрин. Он объяснял, что эта мера может обеспечить прозрачность и контроль. "Так было в Советском Союзе", - привел убийственный аргумент главный финансист. Тогда Фрадков даже заметил, что "мера правильная", но даже в Советском Союзе она не помогла наладить необходимый контроль. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и представитель минобрнауки, присутствующие на совещании, тогда не стали возражать. Хотя, наверное, стоило бы. Ведь, по сути, поправки в Бюджетный кодекс вводят новое определение "бюджетные учреждения". "В соответствии с трактовкой этого определения зачисление доходов от оказания платных услуг этими учреждениями должно осуществляться в федеральный бюджет", - пояснила Голикова. То есть, по замыслу финансистов, средства будут зачисляться в федеральный бюджет, затем направляться на увеличение сметы по соответствующим направлениям, после - через госзадание попадать в бюджет учреждения.
Введенное положение может привести к тому, что бюджетные учреждения, использующие средства от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности через счета в органах Федерального казначейства, а, следовательно, и без того действующие прозрачно, в случае введения изменений, предусматривающих обязательное перечисление средств, останутся без них либо с сокращенной бюджетной сметой.
Собственно, то, что эти средства можно будет распределять внутри системы, Голикова вчера подтвердила сама. Разозлившись на слишком дотошного представителя минкультуры, она заметила: "Вот ваши коллеги придерживаются другой позиции - надо вводить подобную меру. Кроме того, есть позитивный опыт МВД: доход от деятельности вневедомственной охраны - 37 миллиардов рублей в год - зачисляется в бюджет и тратится не только на их нужды, но и на нужды других подразделений МВД".
Привести другие аргументы уже не мог никто.
Как бы то ни было, но почву для тотального контроля и просеивания бюджетных учреждений через сито минфин уже подготовил. Ведь те бюджетные учреждения, которые откажутся от идеи перечисления средств в бюджет, могут стать автономными учреждениями, утратив право на бюджетную смету.
- Мы не предполагаем в рамках этого закона совершать таких революций и потрясений, - абсолютно неискренне заметила Голикова.
Навести туман на уже одобренное предложение решил сам премьер-министр Михаил Фрадков, заметив, что "все должно быть прозрачнее и направлено на эффективное использование средств".
- Это намек, - двусмысленно произнес он. - Ухудшать положение никто не собирается, но мы картинку должны видеть.
В общем, назад в СССР - тотальный контроль, внутреннее распределение средств в отрасли, плановая экономика и все это на пути к светлому будущему.
Пока Голикова разъясняла непонятливым прописные истины, министр финансов Алексей Кудрин терпеливо ждал своего времени. "Мы в целом можем сказать, что принятые обязательства сегодня контролируются и будут исполняться в полном объеме", - заметил он. Принятие обязательств, как известно, утверждается из расчета их исполнения. В поправках к Бюджетному кодексу предусматривается необходимость утверждать резерв в 5% от общего объема расходов. Эти зарезервированные в бюджете средства на первый год позволят профинансировать дополнительные непредвиденные расходы в следующие два года трехлетнего бюджета. В прошлые годы, напомнил Кудрин, Россия жила в условиях наращивания доходов бюджета высокими темпами - на 20-25%. "В настоящее время мы, скорее всего, будет жить в условиях более стабильного наращивания", - заметил он. Поэтому он и настоял на необходимости оставлять "зазор" для финансирования наиболее важных программ, что должно привести к внедрению новых процедур отбора и приоритетности программ, реализуемых за бюджетные деньги.
Поправки в кодекс предусматривают организацию четкой системы контроля за исполнением расходных обязательств для повышения качества их исполнения. "Когда Счетная палата приходит с проверкой, надо, чтобы она не нашла ни одного изъяна", - сказал Кудрин, отвечая на вопрос, не будет ли Росфиннадзор фактически исполнять функции Счетной палаты - то есть функции внешнего контролера. Министр пояснил, что поправки предусматривают проведение внутреннего надзора органами внутри бюджетополучателей, а также контроль органов Росфиннадзора. Функции внешнего контролера будет по-прежнему выполнять Счетная палата. "Беспокойство, что Росфиннадзор будет внешним контролером, мне кажется избыточным, - заметил Кудрин. - Но главная задача правительства - чтобы у Счетной палаты не было работы".
С таким подходом правительство не могло не одобрить поправки в Бюджетный кодекс, которые, кроме того, предусматривают и переход к формированию федерального бюджета на три года. Трехлетнее бюджетное планирование будет введено и для субъектов, и для муниципальных образований. Однако регионы и муниципалитеты будут иметь право выбора - принимать ли им бюджет на три года или принимать бюджет на один год одновременно с утверждением трехлетнего финансового плана, увязанного с бюджетом.
Вчера же Голикова вдруг заметила, что при рассмотрении законопроекта во втором чтении в него могут быть внесены поправки, касающиеся формирования и функционирования стабфонда. "Если концептуальное согласие по поправкам заинтересованных ведомств будет достигнуто, мы готовы внести их ко второму чтению", - сказала замминистра. Однако она не уточнила, какого рода поправки ждут Стабфонд.
Кроме того, в законопроекте предлагается отказаться от жесткого регулирования сроков подготовки и внесения проекта федерального бюджета в Госдуму. Полномочия по установлению таких сроков переходят к правительству. Фиксируется только один срок - 26 августа, не позднее которого проект федерального бюджета должен быть внесен в Госдуму. Так что рано можно, поздно - нет.