Новости

02.03.2007 04:10
Рубрика: Экономика

Кудрин готов снизить налоги

Но только за счет собранных в нефтегазовый фонд доходов

Инфляционные ожидания минфина совпадают с оценкой Центробанка. На днях первый зампредседателя Центробанка Алексей Улюкаев уже говорил, что в январе - феврале этого года рост цен не превысит 2,5 процента, и это на 1,6 процента ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Начало года, как правило, бывает самым трудным: на него обычно приходится инфляционный всплеск. Но первые два месяца российской экономике удалось "пройти аккуратно", полагает Кудрин. И потому финансовые власти рассчитывают, что по итогам года инфляция окажется даже ниже, чем планировалось ранее, - то есть 8 процентов. Впрочем, министр финансов не стал уточнять, каким именно может быть рост цен по итогам года. И тут же осторожно заметил: инфляция будет в коридоре от 7 до 8 процентов. А в среднесрочной перспективе, к 2010 году, инфляцию и вовсе удастся сбить до 5,5 процента, убежден Кудрин.

Нашлись у Кудрина и другие хорошие новости. Даже по самым консервативным прогнозам, рассказывал он студентам и профессуре, инвестиции в российскую экономику в ближайшие три года удвоятся и составят к 2010 году 9 триллионов рублей. И в этом, считает он, "нет ничего удивительного" - свои плоды приносит грамотная макроэкономическая политика.

Однако отечественный ВВП по-прежнему очень серьезно зависит от нефтегазового сектора, предупреждает Кудрин. По его словам, доля нефтегазового сектора в бюджете выросла "на недосягаемую величину" - в прошлом году, к примеру, за счет сырьевых доходов федеральный бюджет получил 44 процента всех поступлений. Но в ближайшие годы добыча нефти будет падать. А в будущем не исключено появление альтернативных источников топлива. Непредсказуемо ведут себя и цены на нефть. Глава минфина давно настаивает на том, что зависимость бюджета от нефти и газа надо снижать. Еще летом прошлого года это ведомство выступило с идеей отделить доходы от нефти от бюджета и практически полностью направлять их в специальный нефтегазовый фонд, аналог действующего Стабилизационного фонда. А уже из него, определив постоянную величину в процентах от ВВП, направлять деньги на поддержание бюджетных расходов. Теперь, рассказал Кудрин, концепция нефтегазового фонда согласована с другими ведомствами. Осталось лишь определить величину трансферта и размер той части фонда, которая будет неприкосновенной - так называемого резервного фонда.

Скорее всего, трансферт составит 4 -5 процентов ВВП. Во всяком случае о такой величине говорит Кудрин. А уж как его расходовать, властям еще предстоит определиться. Причем если коллеги примут предложение минфина, то Кудрин готов пойти даже на снижение налогов. Это признание министра выглядит неожиданным. Ранее он не раз говорил, что снижать налоги за счет высоких цен на нефть недопустимо. Впрочем, сенсационным заявление Кудрина, прозвучавшее в стенах ГУ - ВШЭ, кажется только на первый взгляд. На самом деле речь идет всего-навсего о перераспределении трансферта. "Если мы договариваемся, что 4 процента ВВП - это тот нефтегазовый трансферт, который нам обеспечит стабильность, то можно определить, что часть его идет на расходы, а часть - на снижение налогов", - пояснил Кудрин. При этом, по его подсчетам, на снижение налогов можно будет направить 1 процент ВВП. Какие налоги снижать за счет нефтегазового транша, министр пока не знает. И на вопрос из зала о том, насколько можно будет снизить налог на добавленную стоимость (НДС), сказал, что это, по его мнению, последний налог, о снижении которого надо вести речь. Впрочем, по расчетам министра, 1 процента может хватить на снижении НДС с 18 до 15 процентов при унифицированной ставке налога. Критически относится он и к снижению единого социального налога.

А вот направление нефтегазовых доходов на решение пенсионной проблемы Кудрин одобряет. Именно по этому пути, вновь напомнил он, пошла Норвегия. По оценке Кудрина, уже в 2015 году для российской пенсионной системы наступит весьма опасный период - соотношение работающего и неработающего населения практически выравняется. А в период с 2020 по 2030 год бюджет должен будет ежегодно изыскивать дополнительные доходы в размере 2 процентов ВВП, чтобы поддержать соотношение размера зарплаты и пенсии на нынешнем уровне.

Между тем решение вопроса с нефтегазовым фондом скорее всего подтолкнет ситуация с нефтяными ценами на мировых рынках. Они росли на протяжении последних лет. И каждый год минфин упрекали в том, что при планировании бюджета цены на нефть закладываются ниже, чем оказываются впоследствии. "На 2007 год мы решили спланироваться так, чтобы нас никто не упрекнул - и заложили цены на нефть на уровне 61 доллара за баррель. Но последние два месяца цены не поднимаются выше 51 доллара за баррель", - рассказывал министр. И теперь в связи с изменением прогноза цен на нефть до 55 долларов за баррель в 2007 году и до 53 долларов за баррель в 2008 году доходы федерального бюджета ежегодно будут снижаться на 50-60 миллиардов рублей, подсчитал Кудрин. А это, по его словам, значительная сумма, сопоставимая с крупными расходами федерального бюджета.

Экономика Макроэкономика Правительство Минфин