Фонд культуры "Екатерина" был известен своей поддержкой ряда громких выставок в Третьяковской галерее - "Бубновый валет", "Эпоха поп-арта в России" или экспозиции работ Эрика Булатова к 150-летию главной галереи.
Потом оказалось, что основатели фонда Екатерина и Владимир Семенихины сами собирают коллекцию произведений искусства, в ней более пятисот работ русского искусства разных периодов, а пару лет назад они принялись еще и за современных западных художников. Теперь часть художественного собрания открыта публике на выставке "Движение. Эволюция. Искусство" в их собственном выставочном зале на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки. Это часть специальной программы Второй биеннале современного искусства, которая постепенно набирает ход. Что-то подобное бывает на Арт-Базеле, когда демонстрация частных коллекций становится фрагментом общего действа.
Темой выставки фонда "Екатерина" выбрано движение во всех его ракурсах: движение людей, движение форм, движение времени. Но главное, конечно, когда видишь подобную коллекцию, поражает подбор имен и качество собранных работ. Ладно, панно Александра Самохвалова "Советская физкультура", получившее золотую медаль Международной выставки 1937 года в Париже, или висящая над входом на второй этаж фигура космонавта из инсталляции Олега Кулика под плафоном, который в будущем распишут, как в каталоге, под старину. Но тут же отличные работы Любови Поповой и Варвары Степановой, тут же "Цветодинамическое напряжение" Александра Тышлера - классика околореволюционных лет. Далее классики андеграунда - Юло Соостер, Лидия Мастеркова, Эрик Булатов, Франциско Инфанте, Виктор Пивоваров, все с первоклассными работами.
Тут тебе классический Семен Файбисович с перестроечным гиперреализмом и автопортрет Сергея Мироненко в четырех частях того же времени, Айдан Салахова и фотографии Сергея Браткова, инопланетянин Андрея Бартенева, советующий: "Не болтай!" и "Битва российских с советскими" Константина Звездочетова. Перечислять можно долго, но выставлены все, кто на слуху и в цене, - и именно теми работами, которые репрезентативны. Можно сказать, что коллекция фонда "Екатерина" встроилась в процесс музеефикации современного искусства. В общем, это первый случай, когда такое частное собрание выходит из приватной тени на публику. Сама экспозиция, прихотливо выстроенная не в форме лабиринта, где за каждым углом зрителя ждет очередной художественный удар, придает залам фонда вид, едва ли не музейный. Впредь здесь будет демонстрироваться и собственная коллекция супругов Семенихиных, и заезжие выставки. Так, работы Владимира Янкилевского с середины апреля сначала покажут в фонде "Екатерина", а летом - в Русском музее.
Ссылка: "Дневник художника" как спецпроект II Московской биеннале