Несмотря на протесты профсоюзов, компания, переживающая тяжелый финансовый кризис, объявила о крупнейшем в своей истории сокращении штата. Согласно плану реструктуризации, содержание которого было официально обнародовано в четверг, руководство "Эрбаса" уволит 10 тысяч сотрудников - почти пятую часть всего персонала - и закроет шесть авиастроительных заводов.
Новый план, получивший название "Пауэр-8", больнее всего ударит по Франции и Германии, которые являются главными акционерами "Эрбаса". Между этими государствами даже разгорелся своеобразный спор за звание самой пострадавшей стороны. В течение ближайших четырех лет во Франции будет сокращено 4300 рабочих мест, а в Германии - 3200. Кроме того, массовые увольнения коснутся Великобритании и Испании, где за дверь выставят 1600 и 400 сотрудников соответственно.
Между тем федеральный канцлер Германии Ангела Меркель считает, что план "Пауэр-8" представляет собой разумный баланс интересов. "Руководство компании было вынуждено принять коммерческое решение, обусловленное предыдущими ошибками ее менеджмента. Мы хотим, чтобы "Эрбас" оставался конкурентоспособной компанией. Однако очевидно, что этот план будет иметь тяжелые последствия для ее сотрудников, и мы очень об этом сожалеем", - заявила А. Меркель.
Еще несколько недель назад канцлер Германии отказывалась одобрить "Пауэр-8", опасаясь, что Германии придется заплатить за этот план "чрезмерную цену". Однако президент Франции Жак Ширак во время личной встречи сумел убедить Меркель в том, что бездействие приведет к краху "Эрбаса".
План реструктуризации поддержал и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу: "Я лично считаю, что в прошлом компания не всегда руководствовалась интересами бизнеса. Иногда мы становились свидетелями "политизированных" решений. Но если концерн хочет добиться реальных успехов, то все решения должны быть деловыми".
Однако сотрудники "Эрбаса", которые могут оказаться на улице, не разделяют оптимизма европейских чиновников. Свое несогласие с планом реструктуризации они выражают массовыми забастовками.
В четверг в Германии пустовали уже три завода, принадлежащих компании: их работники покинули свои рабочие места в знак протеста. В ближайшие дни к бастующим немцам могут присоединиться их коллеги из Франции и Великобритании.
У нынешнего кризиса "Эрбаса" две основные причины. Во-первых, компания задержала поставки своего новейшего лайнера - гиганта А-380. Самолет, который должен обладать рекордной вместительностью, оказался гораздо сложнее в производстве, чем это предполагали его разработчики.
В результате первая партия аэробусов А-380 до сих пор находится в сборочных цехах, хотя ее планировалось направить заказчикам еще два года назад.
Только штрафные санкции обошлись "Эрбасу" в пять миллиардов долларов, не говоря уж о десятках заказов, которые, воспользовавшись моментом, перехватил главный конкурент европейского авиастроительного гиганта - американская компания "Боинг". Во-вторых, Эрбас сильно пострадал от падения курса доллара по отношению к евро. Дело в том, что прибыль от продаж самолетов компания получает в американской валюте, в то время как зарплату сотрудникам платит в евро. По неофициальным данным, руководство "Эрбаса" рассматривает возможность перенесения основного производства в страны Азии, где рабочая сила дешевле, а экономика ориентируется на доллар.
Между тем
Массовые сокращения персонала для авиастроительных корпораций не редкость. В 2001 году из-за финансовых проблем "Боинг" был вынужден уволить более 30 тысяч своих сотрудников. После этого дела компании пошли в гору.