06.03.2007 03:20

Конвейер без кадров и запчастей

Иностранные сборочные производства сталкиваются с нехваткой комплектующих и квалифицированных рабочих
Руководство компании "Тойота" на днях подтвердило свое намерение создать в России собственное производство автомобильных компонентов. Об этом стало известно после состоявшихся переговоров представителей компании с руководством Минпромэнерго России. Данный факт еще раз подтвердил серьезность намерений мировых производителей к отечественному автомобильному рынку.

 

Российский автомобильный рынок сегодня - это практически непаханое поле для большинства мировых производителей. Достаточно благоприятная экономическая обстановка, рост зарплат населения, расширение рынка кредитования - все это способствует тому факту, что на сегодняшний день на территорию Российской Федерации в качестве полигона рассматривают практически все крупные мировые автомобильные бренды.

Причем рассматривают не только в качестве возможности открыть официальное дилерское представительство, но и как площадку для строительства собственного автомобильного завода.

На сегодня в России представлен целый ряд автомобильных производств иностранных компаний, выпускающих автомобили около 10 брендов. Это Ford во Всеволожске (Ленинградская область), выпускающий модель "Форд Фокус-2". На площадях ЗАО "Автотор" в Калининградской области собирают автомобили сразу нескольких автомобильных марок: BMW, Hummer, Chevrolet, Cadillac, Chery. СП "Автофрамос" в Москве на своих площадях занимается производством автомобилей Renault. Обратили внимание на нашу страну и корейцы - фирма Ssang Yong на площадях, принадлежащих ОАО "Завод микролитражных автомобилей", в городе Набережные Челны собирает джипы, ТАГАЗ в Ростовской области производит машины марки Hyundai, а в Республике Удмуртия с конвейера сходят Kia Spectra. Также KIA собирают и на калининградском "Автоторе". Есть еще GM-АВТОВАЗ, на площадях которого собирают "Шеви-Ниву" и немного перелицованную "Опель-Астру" предыдущего поколения под названием "Шевроле Вива". Представлены в нашей стране и итальянцы - в 2006 году начато производство автомобилей Fiat.

Еще больше планов о строительстве на перспективу. Уже строятся заводы компаний Toyota (Шушары, Ленинградская область), под Калугой заложен первый камень в основание производства компании Volkswagen, на площадях которого кроме "российского "Фольксвагена" будут собирать и автомобили Skoda. После появления этих марок вполне естественно встает вопрос о том, когда в России появятся "отечественные" Audi, так как эта компания из Ингольштадта является дочкой "народного автомобиля". Такие планы существуют, однако пока немецкие специалисты никак не могут продумать методику локализации производства в течение 30 месяцев. По российскому законодательству именно за этот срок необходимо перейти от крупноузловой к мелкоузловой сборке, а именно это является большой проблемой - иностранные компании не доверяют, и, надо отметить, вполне справедливо, качеству отечественных комплектующих. Именно поэтому, кстати, в России пока не производятся автомобили всемирно известной марки Mercedes.

Думают об открытии сборочных производств на нашей территории Nissan и концерн Daimler-Chrysler. Последний в качестве площадки для сборки рассматривает завод ГАЗ в Нижнем Новгороде, на котором планируется производить автомобиль на платформе Chrysler Sebring, а японцы летом этого года собираются начать строительство завода в Ленинградской области. Последняя, похоже, собирается претендовать на звание российского Детройта - сразу несколько крупных иностранных автомобильных концернов избрали ее как пилотный регион для начала экспансии в нашу страну. Компания PSA Peugeot Citroen рассматривает Нижегородскую область как один из российских регионов, где возможно размещение автосборочного производства мощностью 60-80 тысяч автомобилей в год. Имеет виды на Россию и Mitsubishi.

Одним словом, планы весьма широкие. Однако есть и определенные сложности. Одной из первых можно назвать сложности с наличием в России качественных комплектующих для иностранных автомобилей. Так, например, российское законодательство гласит, что беспошлинный ввоз в Россию автокомпонентов для сборки возможен тогда, когда количество запчастей, собираемых, что называется, на месте, доходит до 30 процентов. Так как большинство российских производителей автокомплектующих не удовлетворяют иностранным стандартам качества или просто не способны освоить новые технологи за короткий срок, на рынок придут иностранные производители.

Есть и еще одна проблема, которая напрямую касается качества производства. Как отмечено экспертами, большое количество планируемых к открытию производств требует большого количества квалифицированных кадров. Есть сомнения, что российская глубинка способна их дать иностранцам, а обучение будет, как говорится, дорогого стоить.