В этом году на CeBITe Россия впервые представлена как "страна-партнер", и впервые свои проекты презентуют лучшие учебные организации - победители конкурса инновационных программ вузов в рамках нацпроекта "Образование".
Один из них - Московский физико-технический институт - представляет "звездная" команда аспирантов и студентов, завсегдатаев самого большого в мире конкурса для молодых компьютерщиков Imagine Cup. В разные годы физтеховцы были и его призерами, и даже абсолютными победителями, получив своеобразный "Оскар" для программистов. А что они привезли на CeBIT? Об этом корреспондент "РГ" беседует с аспирантом МФТИ Станиславом Воногом.
Российская газета: Здесь вы представляете несколько проектов, а что стало "изюминкой" экспозиции?
Станислав Воног: Это удостоенная первого места на Imagine Cup система, позволяющая музыкантам в разных частях света играть через Интернет совместные концерты. Этот стенд пользуется популярностью, но и мы сами не сидим на месте - ходим по выставке, ищем тех, кто может быть нам полезен. Хотим сделать интернет-сообщество музыкантов, где бы они находили и записывали музыку, а зрители со всего мира могли бы смотреть их клипы и даже живые концерты. Нам кажется, что так могут возникнуть совершенно неожиданные новые виды музыки. Кто знает, может, благодаря этой разработке появятся новые "Битлз". Естественно, технология апробирована на практике - мы сделали первый в мире джазовый фестиваль по Интернету.
РГ: Говорят, что вы обогнали самого Билла Гейтса. Как это удалось?
Воног: У нас задержка в передаче звука по сети - в 10 раз меньше, чем в популярных программах для интернет-телефонии. Суть технологии, которая позволяет музыкантам, находящимся на больших расстояниях друг от друга, играть через Интернет и получать единый звук, - минимальная задержка при передаче звука высокого качества через Интернет. Для идеального звука она должна быть менее 50 миллисекунд. Мы добились задержки в 15 миллисекунд. А у "Майкрософта", например, в программе Windows Messenger - 140. Наша технология условно работает в 10 раз быстрее.
РГ: Еще один ваш проект, который очень заинтересовал посетителей - "Умная школа". Почему вы решили разработать образовательный проект для самых маленьких школьников?
Воног: Тема одного из Imagine Cup, в котором мы участвовали, звучала так: "Представьте себе мир, в котором умные технологии делают жизнь проще". Мы решили, что именно проблема обучения детей стоит сегодня наиболее остро. Сегодня ребенок приходит в школу из детского сада, его сажают за парту и говорят: учись. Скучно и, на мой взгляд, неправильно.
Наш проект подразумевает использование так называемых Tablet PC, планшетных компьютеров, которые могут работать в двух форматах: как ноутбук, а если перевернуть и сложить монитором вверх - как сенсорный экран, на котором можно выполнять различные упражнения и рисовать. Все, что делает ученик на компьютере - будь то игровое упражнение или рисунок, учитель видит на своем "планшете", а результаты доступны всем на большом экране. Одна из важных задач - не только разнообразить процесс обучения, но и научить детей работать вместе, в команде. Учитель может "раздать" каждому малышу по виртуальному предмету: кому-то ластик, кому-то карандаш, кисточку с краской. И детям нужно вместе сделать рисунок. Все компьютеры соединены в сеть, и то, что рисует один, видит у себя другой. Неверная линия - попроси у товарища ластик.
РГ: Насколько реально использовать эту технологию в школах? Сколько она стоит?
Воног: Если рассчитывать на класс из десяти человек, то школе потребуется около 40 тысяч долларов: примерно 25 тысяч - на оборудование, остальное - лицензия на программное обеспечение и плата разработчикам.
РГ: Далеко не каждая школа может себе это позволить. На кого вы рассчитываете?
Воног: Пока, наверное, это частные школы. Однако, по словам Билла Гейтса, лет через пять необходимые для этого планшетные компьютеры будут стоить около 200 долларов - вполне приемлемая цена. Кстати, сейчас на CeBITе мы обсудили возможность сотрудничества с представителями московской школы N 1518.
РГ: Что из выставленного иностранными коллегами вас заинтересовало на выставке?
Воног: Впечатляет экспозиция Фраунгоферовского института. Там представлен 17-дюймовый монитор, на котором видно трехмерное изображение, причем безо всяких специальных очков. Рядом экран, управлять которым можно, просто водя рядом руку: движения отслеживают специально установленные камеры.
РГ: Как наше IT-образование в целом выглядит на фоне зарубежных институтов?
Воног: Нам, конечно, есть чему учиться. И хотя, выражаясь спортивными терминами, в спорте высоких достижений мы в числе лучших, массовый спорт у нас страдает.
РГ: Но ведь в России IT - перспективное направление?
Воног: Конечно. Сейчас квалифицированных специалистов не хватает, и поэтому зарплаты в этой области стремительно растут. Они, конечно, меньше, чем, скажем, в Америке, но все равно уже нельзя сказать, что Россия - страна дешевой рабочей силы. Спрос огромный, хороший программист без работы не останется. Я считаю, что уже в ПТУ надо учить, например, язык программирования. Надо делать профессию массовой. Сравним: в одной из крупных российских IT-компаний работают около 2 тысяч программистов, а, допустим, в Индии в компании того же уровня - 50 тысяч. Там подготовка поставлена на поток.