02.04.2007 23:00
    Поделиться

    Отследить судьбу омских детдомовцев, усыновленных иностранцами, практически невозможно

    Как правило, детей вывозят в США, Канаду, Испанию, Израиль и Ирландию. Кроме того, некоторые юные омичи становятся гражданами Туманного Альбиона и Италии. Сегодня в домах ребенка, интернатах, коррекционных учреждениях и приютах содержатся около трех с половиной тысяч детей в возрасте от нескольких дней до восемнадцати лет. У большинства из них есть родные и близкие, которые отказались от своих чад либо лишены родительских прав. Зато посторонние люди готовы принять в дом чужого ребенка, особенно малыша.

    - Сведения о ребенке, попавшем в детский дом, пополняют единую федеральную базу данных, - информирует ведущий специалист отдела охраны прав детей и специального коррекционного образования минобразования Омской области Вера Трубина. - Потенциальным родителям сообщают полную информацию о его происхождении, характере, наклонностях, состоянии здоровья.

    Приемные родители из-­за границы получают право усыновить ребенка лишь через полгода. Приоритет в деле усыновления отдается россиянам, они могут взять ребенка в любое время.

    Иногда усыновители меняют свое решение. Например, в прошлом году на одном из судебных заседаний будущие родители узнали, что у малыша, которого они хотели усыновить, тяжелая наследственность, и отказались от своих намерений.

    - Перед тем, как направить документы в суд, мы разыскиваем всех близких и родных ребенка, - говорит Вера Трубина. - И нередко у малыша обнаруживаются бабушки и дедушки, которые даже не подозревают, что в детском доме находится их внук. Опасаясь гнева родителей, втайне от них юные мамы сдают чадо в приют.

    Отказывают иностранцам в усыновлении крайне редко. Информация о дальнейшей судьбе юных иммигрантов остается закрытой.

    - Мы можем только догадываться о вероятных проблемах в связи с отсутствием госконтроля за соблюдением прав детей, усыновленных иностранцами и проживающих за пределами России, - сетует председатель коллегии по гражданским делам областного суда Владимир Завражнов. - С некоторыми странами у нас до сих пор нет договоров о взаимопомощи по гражданским и семейным делам. Суды даже лишены возможности проверить достоверность предоставляемой информации. Мы можем лишь установить, что документы оформлены в соответствии с требованиями. Так что иностранцам­усыновителям практически приходится верить на слово.

    Однажды, по словам служителя закона, он усомнился в подлинности документов на усыновление, которые были поданы гражданами США. Позднее выяснилось, что все тринадцать подписей, заверяющие документы, не являлись подлинными. После соответствующего обращения служителей омской Фемиды в Интерпол, оказалось, что потенциальный отец имеет судимость, а мать четыре раза меняла фамилию, и в связи с этим проверка ее благонадежности не была проведена надлежащим образом. Пока международная полиция собирала эти данные, ребенка усыновили и вывезли из страны.

    Его дальнейшая судьба осталась неизвестной.

    - Несмотря на то, что отмена усыновления предусмотрена законом, фактически вернуть ребенка невозможно в связи с отсутствием соглашений о правовой помощи  по гражданским и семейным делам, - отмечает Владимир Завражнов. - Нет у нас и договоров с иностранными государствами о сотрудничестве в сфере усыновления. 

    По словам начальника отдела охраны прав детей и специального коррекционного образования регионального минобразования Елены Сабитовой, после того, как иностранцы вывозят детдомовца за рубеж, контроль за его судьбой осуществляется в течение трех лет. Первый отчет о проживании бывшего российского гражданина приходит через полгода, затем через год, а после - два раза в год еще по одному отчету. В документах подробно рассказывается о том, как развивается ребенок, какое медицинское обследование он прошел и так далее. К данным прикладываются фотографии.

    Но и здесь не все бывает гладко.

    - В первые три месяца ребенка ставят на учет в консульстве, - рассказывает Вера Трубина. - Раньше мы тесно взаимодействовали с Германией, но теперь эта практика приостановлена. По непонятным причинам немцы не хотят выполнять требования российского законодательства и не присылают нам документы об условиях проживания ребенка. Именно поэтому в плане усыновлений мы отказались от сотрудничества с этой страной.

    Кстати
    В 2006 году иностранцы усыновили 80 маленьких омичей, в 2005 году за рубеж уехали 93 мальчика и девочки, а в 2004­м всего 73. Вместе с тем число приемных детей в российских семьях увеличивается с каждым годом. Если в 2005 году омичи усыновили и приютили 125 детей, то уже в прошлом году их стало 140 человек.


     

    Поделиться