Через 4 года Москву ждет транспортный коллапс
Среди путей, с помощью которых городские власти намерены уменьшить заторы на дорогах, он назвал пуск водного такси, которое планируется уже в предстоящем сезоне. Пассажирские суда свяжут восточный и западный берега Химкинского водохранилища, а по Москве-реке будут ходить от парка имени Горького до стрелки водоотводного канала.
В качестве водного такси, пояснил Росляк, решено использовать скоростной катамаран, рассчитанный на 50 человек, со средней скоростью 35 километров в час. Небольшая посадка позволит ему идти не только по центру реки, но и поблизости от берегов. В ближайшие два года планируется построить два десятка таких катамаранов, а также создать причалы на Москве-реке как в черте города, так и в ближнем Подмосковье.
На суше же сейчас уделяется большое значение дорожно-мостовому строительству. Дело в том, что плотность улично-дорожной сети Москвы вдвое ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Токио. В крупных европейских городах дороги занимают около 20 процентов от площадей города, а в российской столице - всего 7 процентов при дефиците 300 километров. Принятым в прошлом году постановлением правительства Москвы "Об основных направлениях дорожно-мостового строительства в 2006-2013 гг. в городе Москве" предусмотрены реконструкция Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, строительство хордовой магистрали, которая свяжет новую трассу Москва-Санкт-Петербург с Люберцами, завершение реконструкции проспекта Маршала Жукова, строительство нового участка до МКАД.
В рамках этой программы планируется также возвести участок Четвертого транспортного кольца - от Волгоградского проспекта до Дмитровского шоссе, построить дублер Волгоградского проспекта - от Третьего транспортного кольца до МКАД, реконструировать участок Дмитровского шоссе - от 3-го Нижнелихоборского проезда до Коровинского шоссе, а также запроектировать дублер Кутузовского проспекта от делового центра Москва-Сити до федеральной трассы М-1. Несмотря на благие намерения, темпы строительства могут свести все усилия на нет. Дело в том, что, по оценкам НИиПИ Генплана Москвы, каждый год в Москве должно вводиться в эксплуатацию 40-45 километров автодорог. Но в прошлом году удалось построить в два раза меньше - около 22 километров, а в нынешнем году дорожники обещают ввести не более 17 километров. Вся беда - в отсутствии средств на строительство.
В частности, в нынешнем году на дороги запланировано потратить 69 миллиардов рублей, из них 11 миллиардов поступят в виде субвенций из федерального бюджета. При этом общая сумма первоочередных потребностей столицы в дорожно-мостовом строительстве на ближайшие три года превышает 200 миллиардов рублей. Если бы четыре года назад систему дорожных фондов не отменили, уверен Юрий Росляк, Москва могла бы ежегодно получать порядка 120 миллиардов рублей и тратить их на дорожно-мостовое строительство.
Стив Кернс, руководитель департамента управления платными городскими трассами управления транспорта города Лондона, поделился опытом избавления от заторов в центре Лондона. По его словам, средняя скорость в центре города что в конце ХIХ века, что в конце ХХ века составляла всего 15 километров в час. Четыре года назад, когда городские власти сделали его платным (350 рублей в день), количество машин снизилось в разы - с 200 тысяч до 35 тысяч. А чтобы у водителей не возникало соблазна парковаться неподалеку от опасной "черты", власти закрыли улицы недалеко от границы и создали одностороннее движение. Теперь даже те, кто работает в центре, предпочитают добираться в офис на общественном транспорте.
Однако в Москве это пока невозможно, поспешил успокоить москвичей депутат Московской городской Думы Иван Новицкий. Чтобы сделать центр платным, объяснил он, нужно создать не только приемлемые условия для водителей, но и пересмотреть всю систему общественного транспорта в центре, увеличив и количество автобусов, и число маршрутов, чтобы москвичи смогли продолжать передвигаться по городу и без личного автомобиля.