12.04.2007 23:00
    Поделиться

    Игорь Левитин: Первые платные дороги появятся в России в 2010 году

    Министр Игорь Левитин: За проезд по автобану Москва - Питер скорее всего будем платить 1 - 3 рубля за километр

    Их либо построят заново, либо доведут до современных стандартов. Однако бесплатные дороги тоже останутся. Не хочешь платить - не надо, выбор есть. Это условие четко прописано в законопроекте "О платных дорогах", который в конце марта был одобрен правительством и уже направлен в Госдуму.

    Какие перемены ждут нас на дорогах, корреспонденту "РГ" рассказал министр транспорта Игорь Левитин.

    Российская газета | Теперь в нашей стране появятся частные трассы?

    Игорь Левитин | Платные дороги и частные - не одно и то же. А в законопроекте говорится, что "платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности". Так что дорожные олигархи у нас не появятся. Вместе с тем мы ожидаем, что бизнес теперь будет активнее вкладывать деньги в развитие автомобильных дорог. Причем инвестировать в строительство новых трасс смогут как российские, так и зарубежные компании. И у нас уже есть такие предложения, в частности, от американских и французских компаний.

    РГ | Но в законе ничего не сказано, как будут устанавливать цену за проезд. Не получится ли так, что дорога окажется "неподъемной" для наших кошельков?

    Левитин | В прошлом году вступил в силу очень важный документ - Закон "О концессионных соглашениях". Он позволяет государству и бизнесу совместно работать как по финансированию строительства новых трасс, так и по их содержанию, эксплуатации. Не исключено, что после окончания срока концессии какие-то дороги станут бесплатными. В каждом конкретном случае это будут решать федеральные и региональные власти совместно с теми бизнес-структурами, которые строили и эксплуатировали дорогу. И цену за проезд без согласования с властями никто назначить не сможет. Например, по скоростной дороге Москва-Санкт-Петербург мы пока ориентируемся на 1-3 рубля за километр.

    Напомню также, что платной может быть признана как вновь построенная, так и уже существующая дорога после реконструкции. Но и новая, и старая дороги обязательно должны иметь "дублера". Если его нет - придется строить. Причем протяженность альтернативного бесплатного проезда не должна более чем в три раза превышать проезд по платной трассе.

    РГ | А как будут ездить по платным дорогам машины "скорой помощи", аварийных служб, пожарные, общественный транспорт? Что особенно важно, поскольку это будет более короткий путь, чем бесплатный.

    Левитин | Для всех видов платных автодорог будет установлен единый перечень транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда. Но я не исключаю, что на платных региональных и муниципальных дорогах могут быть введены еще и льготы, например, для селян, чьи дома находятся вдоль этой трассы. Это вопрос компетенции местных властей.

    РГ | Каждую неделю дороги России уносят жизни примерно 700 человек. В чем причина - в плохом качестве трасс?

    Левитин | Не только. В июне прошлого года на Минском шоссе установлено экспериментальное оборудование, которое позволяет в режиме реального времени контролировать соблюдение водителями скоростного режима. Мы увидели, что на этом участке 7 из 10 автомобилей идут с превышением скорости. Устройство в режиме он-лайн передает изображение автомобилей на монитор, по номеру и базе данных можно быстро определить владельца. Но на этом наши полномочия пока заканчиваются. Как только будет принята поправка в административный кодекс, разрешающая взимать штрафы без составления протокола сотрудником ГБДД, уверяю вас, сразу на 30 процентов сократятся аварии из-за превышения скорости.

    РГ | Но такая система слежения стоит немалых денег.

    Левитин | У нас есть инвесторы, которые в течение двух лет на всех федеральных дорогах страны готовы установить аппаратуру. С ее помощью мы сможем также отслеживать интенсивность движения, информировать водителей, где образовалась пробка и как ее объехать. Все это серьезно снизит напряжение на дорогах. Но, к сожалению, пока это только наши намерения.

    На мой взгляд, необходимо также ужесточить наказание водителей, по вине которых гибнут люди. Например, в некоторых странах, если авария со смертельным исходом произошла по вине пьяного водителя, его судят как за умышленное убийство. Ситуация на наших дорогах такова, что нам следовало бы перенять этот опыт. Если человек выпил и сел за руль, он должен понимать, что в случае аварии наказание будет жестким. А пока штрафы все-таки низкие и не соответствуют тяжести содеянного. Я даже скажу больше: они развращают как тех, кто ездит, так и тех, кто контролирует.

    Подготовила Татьяна Панина

    Поделиться