Идея создания Астраханского центра судостроения была поддержана на самом высоком государственном уровне. АСПО может стать составной частью этого центра. Немаловажен и тот факт, что инициатива создания АСПО принадлежит самим кораблестроителям. Она отвечает задачам развития российской судостроительной отрасли для строительства флота и сооружений освоения шельфа со специализацией на реализации интегрированных проектов, производстве сложных высокотехнологичных объектов и целенаправленном наращивании собственной инженерно-технической базы.
Объединение выгодно всем участникам проектов освоения российского шельфа. Александр Жилкин считает, что меры, разработанные в Астрахани, "позволят увеличить объем производства более чем в десять раз, чтобы российские судостроители зарабатывали на каспийских нефтяных заказах до 150 миллионов долларов ежегодно".
Анализ рынка нефтедобычи в России показывает, что компаниям, работающим на шельфе, в ближайшее время необходимо порядка 5-10 буровых установок для разведки месторождений. Емкость рынка технических средств для добычи нефти и газа в российском сегменте шельфа еще выше и составляет порядка 20-30 платформ. А потребности во вспомогательном и танкерном флоте эксперты оценивают в 30-100 единиц.
Таким образом, проблем со сбытом высокотехнологичных продуктов АСПО в ближайшие десятилетия быть не должно, даже с учетом того, что бурное развитие кораблестроения в астраханском регионе началось достаточно давно. После почти 10 лет кризиса, в 1998 году в астраханском судостроении наметился перелом. И это связано именно с началом активного освоения Каспийского шельфа. На Каспии были открыты значительные запасы сырья на месторождениях "Северного блока" (им. Корчагина, Ракушечное и др.), Кашаган, Шах-Дениз, Азери-Чираг-Гюнешли. Наиболее активно в настоящее время ведется освоение российского шельфа компанией "ЛУКОЙЛ", в частности месторождения им. Корчагина.
В результате с 1998 года объемы производства в судостроении Астраханской области выросли в пять раз. За это же время доля судостроения и судоремонта в общем объеме промышленного производства области увеличилась более чем в два раза. В 2006 году был достигнут наивысший уровень производства за все последние годы, предприятия судостроения выпустили продукции на 3,3 миллиарда рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2005 году. Таким образом, астраханское судостроение адекватно откликнулось на развитие нефтедобычи в регионе.
"Сегодняшний рынок ставит перед отечественными производителями новые задачи, и руководители астраханских предприятий, принимая рыночные вызовы, заключающиеся в росте конкуренции, необходимости расширения компетенций в области строительства сложных морских систем, приняли решение объединить усилия и создать Астраханское судостроительное производственное объединение", - говорит председатель совета директоров ОАО "Астраханский корабел" Илья Кокарев.
Немаловажную роль в развитии судостроения в Астраханской области играет и то, что Каспий - внутреннее море, и в связи с этим крупные конструкции для освоения месторождений необходимо строить на его берегах.
Но не стоит игнорировать и значение АСПО для будущего всей Астраханской области. По мнению заместителя председателя правительства Астраханской области, министра промышленности, транспорта и связи Сергея Константиновича Терскова, объединение отечественных производителей гарантирует приток дополнительных средств не только для дальнейшего развития бизнеса, но и для обеспечения развития региона в целом. "Расширение портфеля заказов, - говорит он, - позволит создать новые рабочие места, сформирует новые компетенции российских производителей, которые станут основой возрождения высокотехнологичной промышленной отрасли астраханского региона, а в дальнейшем обеспечат выход астраханских производителей на другие рынки реализации проектов на шельфе".
Решение о создании АСПО не только сугубо отраслевое, но и стратегическое для всего Каспийского нефтяного бассейна. Есть вполне оправданная надежда, что АСПО удастся выйти за пределы обслуживания нужд российского сегмента шельфа. Кроме России на Каспии добывают нефть Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. С учетом быстрого развития добычи все они испытывают весьма ощутимую потребность в оборудовании. Емкость рынка технических средств для разведки и промышленной добычи нефти на казахстанском участке Каспия составляет: до 5 буровых установок для разведки и до 28 платформ для добычи нефти.
В Туркменистане требуются и буровые и добычные платформы, сегодня бурение ведется с помощью арендованных в России и Иране самоподъемных буровых установок. Кроме того, Туркменистан испытывает нехватку во вспомогательном флоте, а также в ремонтных ресурсах для уже имеющихся судов.
Все это вселяет оптимизм в основных участников АСПО. "Совместными усилиями мы сможем более успешно конкурировать за выполнение сложных комплексных заказов на изготовление морской техники для освоения шельфа", - считает генеральный директор ССРЗ им. III Интернационала Анатолий Волков. Промышленники надеются, что АСПО сможет выполнять широкий круг задач, в том числе и по контрактам с иностранцами. О том, что АСПО обладает производственным и техническим потенциалом, необходимым для выполнения масштабных задач, говорит и генеральный директор завода "Лотос" Анатолий Крымов.
Подтверждая впечатляющие возможности своего предприятия, председатель совета директоров ОАО "Астраханский корабел" Илья Кокарев сообщил, что в данный момент завод строит ледостойкую стационарную платформу для компании "ЛУКОЙЛ". "Мы видим значительные перспективы для нашего бизнеса, и объединение наших потенциалов обеспечит эффективную реализацию сложных проектов на шельфе, - утверждает Кокарев. - В планах предприятий АСПО - строительство для каспийского шельфа буровых установок, технологических комплексов и вспомогательной инфраструктуры (как на побережье, так и в море). Таким образом, создание крупнейшими астраханскими судостроительными предприятиями АСПО - первый шаг к формированию российской компетенции в области реализации сложных проектно-строительных работ на шельфе.
Решение о создании АСПО имеет и общефедеральное значение. Поддержка проекта АСПО на высшем государственном уровне говорит о многом. Неоднократно говорилось о необходимости скорейшего перехода от сырьевой экономики к высокотехнологичному производству. Один из возможных путей развития промышленности - создание холдинговых структур. Это может помочь, по мнению экспертов, интеграции промышленности в новую экономику, экономику знаний, которая способна приносить гораздо большую прибыль, чем поставки сырья или очередная отверточная сборка".
По словам руководителей государства, назрела необходимость и есть все возможности для перехода от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке, экспорту высокотехнологичного продукта и формированию на этой основе инновационной экономики. Продукция судостроительных предприятий Астраханской области и их амбиции по поводу выхода на новые рынки подтверждают, что в российской промышленности назрели перемены в сторону наукоемких производств.
Отметим также повышенное внимание к Астраханской области со стороны федерального министерства экономики и развития. Только отчасти это связано с грядущим юбилеем - 450-летием Астрахани. Всего же на развитие региона в 2007-2008 годах из федерального бюджета выделено 26,5 миллиарда рублей. Такое внимание не случайно. Некоторые эксперты считают, что со временем Каспийский шельф может стать новым Персидским заливом.
Объединение астраханских судостроителей должно предотвратить экспансию иностранных компаний в столь важном регионе. Сейчас с развитием добычи на шельфе на судостроительные компании на берегах Каспия все больше внимания обращают западные концерны, заинтересованные в приобретении дешевой производственной базы в регионе. В свою очередь российские производители заинтересованы в развитии собственной компетенции и не хотят являться исключительно производственной площадкой, реализующей незначительные низкодоходные части контрактов, размещенные на их предприятиях западными компаниями. "Своей задачей мы видим формирование новых компетенций в области строительства сложной морской техники, что позволит российским предприятиям зарабатывать дополнительные средства и направлять их на свое развитие", - отмечает Илья Кокарев.
Немаловажным является и общее развитие судостроительной отрасли благодаря появлению мощной корпорации с единой структурой. Это важно в свете освоения не только Каспийского шельфа, но и других месторождений российского шельфа - таких, как Штокмановское и Приразломное, проекты на Сахалине. Инженерные, логистические и организационные решения в рамках АСПО могут быть применены в дальнейшем при реализации других масштабных добывающих проектов.
Стремительное развитие добывающей промышленности в регионе в результате должно стать катализатором роста наукоемких производств.
Успешные перспективы АСПО предопределены исторически. Объединение астраханских судостроителей - идея не новая. Именно по этой схеме отрасль работала до кризиса начала 1990-х годов. Говоря о создании Объединенной судостроительной корпорации, руководители страны подчеркивали важность каспийской составляющей. Известно, что почти все буровые установки, добывавшие нефть на Каспии до распада Советского Союза, были изготовлены на астраханских верфях. Сейчас корабелы региона на себе испытывают, каково отрасли встать с колен, когда она 15 лет существовала без внимания государства. Отрасль перестраивается, ей только надо помочь.
Создание АСПО во многом повторяет удачный советский опыт в области строительства буровых платформ на Каспии.
"Сегодня мы формируем производственную структуру, которая отвечает современным требованиям заказчиков, но в свое время заводы уже работали в рамках единого производственного объединения, - делится планами генеральный директор КБ "Астрамарин" Александр Волынский. - В СССР в рамках главного управления по освоению шельфа специально для освоения шельфа Каспия также было создано Астраханское судостроительное производственное объединение, которое было ключевым объединением, строившим буровые платформы. Астраханские корабелы реализовывали проекты не только для освоения Каспия, но и, например, были изготовлены платформы для освоения вьетнамского шельфа, которые и сейчас успешно эксплуатируются компанией "Вьетсовпетро".
Немаловажным плюсом формирования единого производственного объединения станет и мощный социальный эффект. АСПО может обеспечить новые стандарты в области социальной ответственности и защиты окружающей среды. На предприятиях объединения ожидается внедрение программ добровольного медицинского страхования, выстраивание отношений с пенсионными фондами. Одной из приоритетных задач в развитии промышленности региона правительство Астраханской области видит сохранение высоких стандартов в области защиты окружающей среды. "Мы рассчитываем, что между предприятиями объединения будет налажен обмен опытом и продолжена успешная работа по внедрению современных технологий защиты окружающей среды, получение экологических стандартов. Мы определяем это как одно из ключевых направлений работы АСПО", - рассказал заместитель председателя правительства Астраханской области, министр промышленности, транспорта и связи Сергей Терсков.